Что ждать бизнесу от поправок в антимонопольное законодательство?

12Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит согласование поправок в антимонопольное законодательство с заинтересованными федеральными органами власти и представителями бизнес-сообщества.

Такое поручение служба получила после проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроекта на сайте www.regulation.gov.ru и обсуждения поправок на совещании у первого вице-премьера Правительства РФ И.Шувалова.

«Поправки в закон «О защите конкуренции» состоят из двух частей: первая; это то, что не вошло в т.н. «третий антимонопольный пакет» законов, то, что потребовало дополнительного согласования с органами власти и бизнесом. Вторая часть; это предложения бизнеса», — заявил начальник правового управления ФАС России Сергей Пузыревский.

В целом проект поправок предлагает существенное сокращение административного вмешательства в отношении участников рынка.

В частности:

1)  поправки предполагают полный отказ от уведомлений о сделках экономической концентрации, т.е. свыше 2 тысяч уведомлений в год не придется подавать предпринимателям в ФАС России.

2)   исключение возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением к хозяйствующим субъектам в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов отдельных лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и не приводящих к ограничению конкуренции на рынке в целом;

3)  существенно расширяется институт предупреждения: подавляющее большинство дел о злоупотреблении доминирующем положением и недобросовестной конкуренции не может быть возбуждено ФАС России в отношении бизнеса или органов власти без направления предупреждения. При исполнении предупреждения в срок лицо не подлежит ответственности;

4)  поправки регламентируют порядок выдачи антимонопольным органом предписаний, в том числе предписаний об опубликовании правил торговой практики, ограничивая перечень условий, подлежащих включению в такие предписания. В настоящее время, антимонопольная служба определяет такие условия по своему усмотрению;

5)  предлагаемые поправки предусматривают недопустимость признавать хозяйствующий субъект с долей менее чем 35 процентов доминирующим положением;

6)  поправки предлагают исключить требования ФАС России к торгам частных компаний. Антимонопольные требования должны распространяться только на те торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ;

7)  в целях устранения государственного вмешательства в экономику поправки предлагают ограничить возможность создания государственных и муниципальных предприятий. ГУПы и МУПы не могут создаваться на конкурентных рынках.

8)  конкретизируется порядок применения антимонопольных требований к действиям и соглашениям по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Антимонопольные требования распространяются только на обращение товара, а не на объекты интеллектуальной собственности.

9)  поправки предусматривают возможность признания допустимыми соглашений о совместной деятельности и определяют порядок нотификации таких соглашений.

Принятие предлагаемых поправок будут способствовать снижению административной нагрузки на бизнес и развитию конкуренции в нашей стране.