Автор «лагерной прозы» или как прошла международная конференция, посвящённая творчеству Шаламова

Владимирский актёр — Евгений Думнов — принял участие в международной конференции, посвященной Варламу Шаламову. В Праге вместе с коллегами из Вологды он представил на суд зрителей спектакль.

Автор «лагерной прозы» или как прошла международная конференция, посвящённая творчеству Шаламова_4 Автор «лагерной прозы» или как прошла международная конференция, посвящённая творчеству Шаламова_1 Автор «лагерной прозы» или как прошла международная конференция, посвящённая творчеству Шаламова_2 Автор «лагерной прозы» или как прошла международная конференция, посвящённая творчеству Шаламова_3

При жизни Шаламову удалось опубликовать пять маленьких сборников стихов и подборки в журналах «Юность», «Москва» и не только… Но печаталось далеко не всегда лучшее. Главное, чем Шаламов дорожил — «Колымские тетради» — которые были опубликованы в полном виде только в 1994 году. Именно по колымским рассказам Шаламова Евгений Думнов вместе с камерным драмтеатром из Вологды, родины писателя, показали в Праге спектакль. Думнов говорит: материал очень своеобразный. О двадцати годах, проведённых в лагерях, и двадцати годах работы над колымскими рассказами, Шаламов сам как-то писал, что всё это, в сущности — советы человеку, как держать себя в толпе. Это — взгляд писателя на своё же творчество изнутри, зачастую не всегда понятное даже опытному актёру.

ЕВГЕНИЙ ДУМНОВ, АКТЁР 

В любой момент скажи — играть этот спектакль – и я… Потому что там попадаешь в такую жизнь, которая насыщенная, сложная, где жизнь – смерть, на грани происходит. При этом мысли о высоком, мысли и о поэзии, мысли о любви, о чувствах, понимаешь – это бросить нельзя. 

Исследовательский форум собрал в столице Чехии филологов, философов и историков со всех континентов.  Десятки докладов, сотни экспертных мнений — но участники сошлись в одном: сейчас творчество Варлама Шаламова читают и изучают мало. В силу уникальности судьбы писатель стоит особняком не только в отечественной литературе. В СССР Шаламова практически не знали — печатали крайне редко, да и сегодня он «автор не для всех». В школьной и вузовской программах произведения Шаламова если и представлены — то очень скупо или не изучаются вовсе. И это плохо, — считает Евгений Думнов.

ЕВГЕНИЙ ДУМНОВ, АКТЁР
 
 Ведь это и история, и литература фактически в одном авторе, да… Поскольку на уроках литературы изучают разных авторов, а в этих произведениях есть отношения между людьми в той или иной ситуации, то в колымских рассказах или «Четвёртая Вологда» этих отношений сколько угодно.