Автобусам выживать, «рогатым» развиваться…

DSC_19581Во Владимире не затихают разговоры о работе общественного транспорта. Больные вопросы — стоимость проезда, нерегулярная работа автобусов, плохое состояние троллейбусов. Правда, у пассажиров, перевозчиков и представителей власти мнения разные.

Борьба за кондукторов
Городской отдел транспорта продолжает мониторинг работы автобусов большой вместимости, работающих без кондукторов. Напомним, что с августа перевозчик «Бигавтотранс» убрал кондукторов с маршрутов № 6С, 10, 11С, 13С, 28, 54, 56. Возмущение общественности было колоссальным. Автобусы задерживались, потому что ехали медленно, долго стояли на остановках, собирая за проезд и впуская-выпуская пассажиров. Но все это было заметно лишь пассажирам. Перевозчик и чиновники, проводившие проверки работы автобусов по маршрутам, не находили нарушений. За исключением маршрута № 28, который через полтора месяца вернул-таки кондукторов.

Сегодня на шести маршрутах работает 20 автобусов без кондукторов. Вроде бы цифры небольшие, но за ними стоят сотни пассажиров, которые из-за сбоев в расписании общественного транспорта не успевают вовремя попасть на работу, в больницу и школы. Возмущение граждан вполне понятно и справедливо. Общественный транспорт создан для жителей и поэтому должен работать в их интересах. Но ситуация неоднозначная.
Перевозчик, владелец компании «Бигавтотранс» Автандил Биганов, объясняет недостаток кондукторов тяжелой работой:

— На предприятии 441 вакансия кондукторов, заняты — 352. Тяжело стоять на ногах в автобусах по 12-14 часов. Работа нервная, трудная. Предлагали и студентам временную работу, никто не идет. У трудовой инспекции к нам всегда одна и та же претензия — нарушение режима труда и отдыха. Кондукторы и водители загружены работой.

В мэрии поддерживают перевозчика. Новый замглавы Виктор Комиссаров, отличающийся остротой и однозначностью взглядов, заявил, что в общественном транспорте вообще необязательны кондукторы. К примеру, на маршрутах № 2 и 8 все 26 автобусов ездят без кондукторов. Правда, это автобусы малой вместимости и они дублируют другие автобусные и троллейбусные маршруты, тогда как проблемные шесть маршрутов — едва ли не единственные на пути, поэтому пользуются огромным спросом среди населения. Даже минутную задержку транспорта замечают десятки пассажиров. Также Виктор Комиссаров обратил внимание горожан на то, что обязательства перевозчиков заключаются в том, чтобы ежедневно выпускать на маршруты исправные автобусы. Что и происходит в реалии.

Депутатов горсовета не устроили подобные объяснения. Они требуют, чтобы автобусы ходили с раннего утра и до восьми-девяти вечера, как минимум. Чтобы кондукторы вернулись на маршруты, чтобы не было задержек с рейсами, а еще лучше увеличили количество маршрутов и рейсов — к примеру, в районе ДДЮТ и по направлению к загородной зоне. Автандил Биганов заметил, что это вполне возможно, вопрос лишь в цене. Надо либо поднять стоимость проезда, либо увеличить объем дотаций из казны.

Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что перевозчики отлично зарабатывают на списанных «бэушных» автобусах, что прибыли их зашкаливают, но данные о себестоимости проезда говорят иное. По данным департамента цен и тарифов, себестоимость проезда во владимирских автобусах превышает 15 рублей. Тем не менее, тарифы держат. Легко упрекать частников в низких зарплатах кондукторов и высоких тарифах на проезд. В свой-то огород никто камень не бросит. Хотелось бы спросить: почему до сих пор зарплата воспитателей и нянечек в детских садах остается мизерной, когда наконец работники библиотек и домов культуры начнут получать человеческую зарплату? Тогда, может быть, с родителей перестанут брать деньги за доплаты на охрану, нянечек, воспитателей, занятия танцами в ДК и уроки в библиотеке?
Кстати, стоимость проезда и объем дотаций перевозчиков — еще одна актуальная тема.

Студентам дороговато
Как только дело касается дополнительных расходов, пусть даже на социальные нужды, из уст депутатов горсовета звучит фраза «примем к сведению», а из уст чиновников фраза «рассмотрим этот вопрос». Студенческое сообщество Владимирского государственного университета обратилось к властям — в областном центре студенческий проездной действует только на троллейбусах и цена его выше, чем в большинстве городов Центрального федерального округа. Во Владимире студенты могут купить проездной за 330 рублей, в других городах он стоит 200-280 рублей. У автобусных перевозчиков были попытки ввести школьный и студенческий проездные, но это оказалось невыгодно для обеих сторон. Вопрос могла бы решить дотация бюджета, но положительной реакции это предложение не вызвало ни у депутатов, ни у чиновников. Что говорить, если даже положенную дотацию на провоз льготников по социальным проездным перевозчики получают не в полном объеме и с опозданием в три месяца. Ежеквартально чиновники и депутаты решают, где найти сумму. На компенсацию социальных проездных для примерно 30 тысяч льготников необходимо 76 млн рублей в год, а в бюджетах запланировано на 20 млн рублей меньше. И брать их неоткуда. Пришлось оформлять кредит. Понятно, что другие социальные потуги просто невозможны.

Троллейбусы модернизируют
P1000229В свете всех этих проблем с общественным транспортом остается только удивляться решению властей вкладывать средства в модернизацию троллейбусного парка. Чиновники и депутаты горсовета единодушны в желании сделать рогатый транспорт энергоэффективным и социально ориентированным. Правда, чтобы достичь благих целей, придется изрядно потрясти казну или найти инвесторов, что в сегодняшних условиях представляется маловероятным.

Если на «рогатых» поставить новейшую аппаратуру для автономного хода, тогда они станут экономить 50% электроэнергии. К слову, в прошлом году предприятие «Владимирпассажиртранс» потратило на электроэнергию 58 млн рублей. Чтобы превратить троллейбус в энергосберегающий агрегат, нужно 2-4 млн рублей на каждый. Причем переоборудовать придется и новые троллейбусы, которые в мэрии собираются купить в следующем году. Один экономный рогатый обойдется в 9-11 млн рублей. Даже если предположить, что на автономном ходу троллейбусы пустят только по историческому центру и присоединенным территориям, на десяток старых переоборудованных троллейбусов и пяток новых потребуется 80 млн рублей. Не  многовато  ли  на энергоэффективность троллейбусов, которые и без того постоянно поддерживают за счет бюджета. Кстати говоря, социальный ориентир «рогатых» тоже уже под сомнением. В мэрии есть идея ввести новый продолжительный троллейбусный маршрут, на котором можно будет зарабатывать. В целом, чиновники хотят так скорректировать автобусную и троллейбусную сеть, чтобы на троллейбусах было больше пассажиров, дабы доходы предприятия существенно выросли. Что-то подобные намерения больше смахивают у же не на модернизацию, а на возрождение «кормушки»: хотя предприятие является ОАО, но учредитель его — все та же мэрия.

Анна Тумановская