Создатель ракет спасался от голода в Мстере

Исаев4В честь Алексея Исаева названа одна из центральных улиц в подмосковном Королеве и кратер на Луне… Соратник Сергея Королева, он принимал участие в создании первых отечественных космических кораблей. Но задолго до этого, еще мальчишкой, Алексей Михайлович Исаев вынужден был спасаться от голода на владимирской земле, неподалеку от Вязников.

В конце 1918 года, в разгар гражданской войны и разрухи, в слободе Мстера Вязниковского уезда Владимирской губернии появилось семейство из пяти человек: родители и трое детей — девочка-подросток и два мальчика, старшему из которых было всего 10 лет. Из голодного Петрограда в вязниковскую глубинку перебрался профессор-правовед Михаил Михайлович Исаев с женой Маргаритой Борисовной, дочкой Верой, сыновьями Алешей и Борей. С тремя детьми в Петербурге тогда было трудно выжить: не хватало самого необходимого, в том числе хлеба и дров. У питерских друзей Исаевых Беклемишевых служила няней девушка Ольга, родом из Мстеры. Она и посоветовала для спасения детей увезти их на свою малую родину в Вязниковский уезд.

В Мстере в ту пору житье тоже было не сахар. Но хлеба имелось достаточно, а еще мстеряне щедро снабжали профессора и его семью куриными яйцами, молоком, картошкой, всевозможными соленьями. По меркам Петрограда это было настоящее богатство. Так наши земляки и щедрая владимирская земля, без преувеличения, спасли жизнь семье Исаевых, в том числе и будущему выдающемуся конструктору авиационных и ракетных двигателей, академику, Герою Социалистического Труда, генерал-майору инженерной службы Алексею Михайловичу Исаеву — соратнику генерального конструктора Сергея Павловича Королева.

Исаевы прожили во Мстере всего несколько лет. Однако на всю жизнь для них этот поселок оставался чем-то вроде земли обетованной, где им удалось пережить самые трудные месяцы. В 1925 году после окончания школы Алексей Исаев поступил в Московский горный институт, но закончить вуз ему не довелось. С последнего курса он отправился строить Магнитку. Лишь когда первые домны нового металлургического комбината были закончены, Исаев вернулся в Москву и защитил, наконец, диплом горного инженера.
К тому времени его увлекла авиация. В 1934 году он поступил конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ на авиационном заводе №22. Там занимался разработкой шасси новых скоростных бомбардировщиков «ДБ-А» («Дальний Бомбардировщик — А») и «С» («Спартак»). Несостоявшийся геолог состоялся в качестве авиастроителя.

За год до войны Алексей Исаев разработал один из первых реактивных двигателей для новейшего самолета БИ-1. Эта была первая отечественная боевая крылатая реактивная машина. В середине мая 1942 года реактивный истребитель поднялся в небо. Роль этого события оказалась очень велика. Не зря 20 лет спустя Юрий Гагарин сказал: «Если бы не было 15 мая 1942 года, не было бы и 12 апреля 1961 года!»

За разработку реактивного самолета в 1945-м Исаева наградили высшей наградой страны — орденом Ленина. Получая из рук «всесоюзного старосты» эту награду, Алексей Михайлович не мог и представить, что в будущем ему суждено получать такой же высокий орден еще трижды! После окончания Великой Отечественной войны Исаев находился в командировке в Германии в составе группы специалистов, изучавших трофейную немецкую ракетную технику. А уже в 1947-м возглавил отдельное конструкторское бюро. Разработками того времени стали двигатели для авиационных ракет класса «земля-воздух» и крылатых ракет класса «воздух-море» — грозного оружия советской ПВО.

В 1950-е годы двигателями Исаева заинтересовался Сергей Королев, применивший их для
новых ракет, предназначенных для вооружения кораблей ВМФ, а также для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». Академик Борис Черток в своей книге «Ракеты и люди» писал, что Алексей Исаев в высшей степени обладал качествами, обязательными для двигателиста: интуицией и инженерным здравым смыслом, мужеством в признании собственных ошибок, неутомимостью в проведении сотен и сотен испытаний.

Современники вспоминали, что Исаев только что не ночевал в своем КБ, засиживаясь там допоздна, постоянно общался с подчиненными, причем нередко сам садился за кульман. Однако, несмотря на огромную занятость, Алексей Михайлович находил время для активного отдыха на природе. В 1954 году в его служебном кабинете в обстановке повышенной секретности собирались сослуживцы из ближайшего окружения Исаева. В тайне от всех они обсуждали новый проект, который был успешно завершен и реализован на практике. В результате… на Клязьме появилась целая флотилия из 10 байдарок, спроектированных Алексеем Михайловичем! На них творцы ракетных двигателей совершали длительные походы. А выбор Клязьмы, очевидно, был обусловлен ностальгией Исаева, сохранившего теплые чувства о реке своего детства: Мстера находится в непосредственной близости от клязьминских берегов.

С 1958 года ОКБ Исаева разрабатывало тормозную двигательную установку для первого космического корабля «Восток» и последующих «Восходов». Это был крайне ответственный узел, так как в случае какой-либо неудачи космонавт мог остаться пленником орбиты. После успешного полета Гагарина Алексей Михайлович был награжден третьим орденом Ленина. Представляя своего сподвижника Никите Хрущеву, Сергей Королев с присущим ему чувством юмора отрекомендовал Исаева так: «А это тот самый человек, который тормозит все наше дело!»

В последующее десятилетие КБ Исаева разрабатывало корректирующе-тормозные двигательные установки, которые использовались на космических кораблях «Союз», орбитальных станциях серии «Салют»,
«Мир» и, частично, на МКС, в непилотируемых спутниках «Молния» и «Космос», межпланетных космических аппаратах «Луна», «Марс», «Венера» и «Зонд». Для лунного орбитального корабля (который в итоге так и не полетел) Исаев разработал первый в нашей стране кислородно-водородный жидкостно-реактивный двигатель.

В 1967 году исаевское ОКБ-2 было переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения — такое название дали по соображениям секретности. В 1968-м генерального конструктора А лексея Михайловича Исаева наградили четвертым орденом Ленина, он стал лауреатом Государственной премии. Ветеран освоения космоса был одним из консультантов фильма режиссера Даниила Храбровицкого «Укрощение огня», где в биографию главного героя Башкирцева включен ряд эпизодов из биографии Исаева. К сожалению, Алексей Михайлович ушел из жизни относительно нестарым человеком: 21 июня 1971-го он скоропостижно скончался. Ему шел лишь 63-й год.

Николай Фролов