Доставка почты в новом формате

IMG_3488«Почта России» переходит в ведение Минкомсвязи. Реформирование почты происходит на фоне заметного оживления конкурентов — курьерских служб.

Радоваться нечему
По официальным данным, пятая часть корреспонденции, отправленной через филиалы ФГУП «Почта России», не доходит до адресатов. И обслуживание у почты не на высоте. Клиенты жалуются на большие очереди, сокращение ассортимента услуг, увеличение сроков доставки писем и бандеролей. Но и сама служба испытывает трудности. Убытки отдельных почтовых филиалов в нашем регионе достигают миллиона рублей в год. До 70% отделений не приносят доходов. И зарплаты почтальонов и операторов — мизерные.

«Почта России» пошла на вынужденные меры, сократив режим работы. В отдельных филиалах часы приема уменьшились на 2-3 часа, а где-то —  на 4-6. Так, с 1 апреля 32 стационарных отделения почты закрылись. Вместо них в населенные пункты приезжают передвижные отделения связи, которые предлагают прежний перечень услуг, но только в течение 2-4 часов. На машинах есть и почтовые ящики для корреспонденции. Областная почтовая служба поясняет, что отделения закрылись временно. Возможно, когда финансовое положение дел изменится, они возобновят работу. А надежда на это есть.

Предприятие «Почта России» в течение трех месяцев будет передано из ведения Федерального агентства связи (Россвязь) в ведение Минкомсвязи. Соответствующее постановление правительства подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Министр связи Николай Никифоров уже сообщил о скором реформировании «Почты России». Итогом модернизации станет доставка почтового отправления в пределах крупного населенного пункта в течение одного дня. Это более чем хороший результат, учитывая, что сейчас письмо по городу может ходить 5-14 дней. Ценой оперативности станет повышение тарифов на часть услуг, а также введение дифференцированных тарифов на доставк у пенси й (в зависимости от региона).

Как грибы после дождя
Год назад во Владимире была известна только одна альтернативная курьерская служба, сегодня их больше десятка. В их списке городская курьерская служба, федеральная почтовая служба, курьерские агентства «Печкин-сервис», «Экспресс-сервис », « Депеш а-сервис», «Курьер-сервис-экспресс».  Названия компаний сами за себя говорят. Многие из курьерских контор — филиалы российских компаний. Они и развиваются в городе гораздо быстрее и увереннее. Их козырь — опыт, гибкая ценовая политика и наличие ресурсов. Частные курьерские службы предлагают широкий спектр услуг благодаря тому, что не жалеют средств на современные технологии.

К примеру, одна контора предлагает делать заказы на доставку, не выходя из офиса или дома. Отправлять письмо предлагают по электронной почте. Курьеры сами оформят его в виде бумажного носителя и доставят адресату. Любые покупки, подарки можно заказать на интернет-сайтах и переслать их с доставкой адресату. При этом сделать заказ можно по «электронке», аське, скайпу. Все курьеры на машинах, поэтому выполнить заказ в кратчайшие сроки не составит труда. Правда, и платить за это приходится порядочно. Доставка цветов, подарков, корреспонденции стоит 200 рублей в пределах города. С одной стороны, гораздо дороже, чем отправить письмо по почте. С другой стороны, те же затраты на марки, на проезд на автобусе, такси.

Среди основных преимуществ курьерские службы называют гарантии доставки писем. Обещают пунктуальность, конфиденциальность, сохранность. Еще привлекают гибкие и прозрачные тарифы. На всех сайтах курьерских фирм есть прайс-листы, с которыми может ознакомиться любой клиент. Кроме того, курьеры при расчете платы учитывают объем заказов, сроки, расстояние. Постоянным клиентам — скидки. Правда, на поверку при работе с частниками зачастую возникает не меньше проблем, чем с привычными почтовыми отделениями.

Борьба за клиента
Во Владимирской области между курьерскими и почтовой службами разразилась целая баталия. Борются не столько за рядового клиента, сколько за организации и учреждения. Есть много частных фирм, нанимающих курьеров для доставки своей корреспонденции по многочисленным адресатам. Они заключают договора минимум на год, пользуются услугами каждый день. Безусловно, такие заказы приносят большую прибыль. Кроме того, такие учреждения как налоговая служба, суды ежедневно отправляют сотни и тысячи писем как физическим, так и юридическим лицам. Правда, такие ведомства обязаны заключать контракты на доставку корреспонденции через торги. Аукционные проводятся на государственной электронной площадке, ключевым фактором при определении победителя является цена. Чем меньшую стоимость предложит курьер, тем больше у него шансов одержать победу. И тут курьеры прибегают к различным способам.

Есть примеры участия в торгах нескольких фирм, за которыми стоят одни и те же люди. Тем не менее, названия у служб разные, а значит, и принимать участие может каждый. Вытеснить с рынка ту же федеральную почтовую службу не составит труда. К примеру, те же налоговые и суды уже отправляют корреспонденцию через частные курьерские службы. По отдельным позициям цена доставки письма стоит 4 рубля, тогда как у почты — 13 рублей. Возникают сомнения относительно расчетов себестоимости доставки. На чем так можно экономить, чтобы минимизировать затраты? Оказывается, на качестве.

Есть случаи, когда курьерские службы пытаются отправить корреспонденцию через те же ящики «Почты России». Все эти письма без марок и с данными курьерской конторы почтальоны приносят в отделения связи. Их никто не выбрасывает, но и до адресата не доставляют. Ведь услуга не оплачена. Как следствие, те же налоговые ведомства через СМИ и в общественном транспорте сообщали плательщикам о возможности лично прийти и получить недоставленную квитанцию на руки. Как это часто бывает, за огрехи в работе отдельных контор приходится терпеть неудобство рядовым плательщикам.

Почтовые перспективы
Несмотря на высокую конкуренцию и проблемы с финансовым обеспечением, «Почта России» имеет перспективы на сохранение и развитие социально важного дела. Нельзя умалять значимость почтовой службы. Во Владимирской области 448 отделений связи, и только 158 из них находится в городах. Остальные работают в деревнях и поселках, куда ни один частник не пойдет. В сельских филиалах платят за коммунальные услуги, выдают пенсию, продают продукты и непродовольственные товары. Порой отделение связи — единственный оплот государственности в маленьком населенном пункте, где закрылись даже ФАПы. И таких в области немало. Почта тянет эту социальную лямку, выживая за счет крупных городских отделений связи. Трудно представить, чтобы частный курьер согласился доставить посылку на Камчатку за 300 рублей. Да, срок ее доставки затянулся на 2 месяца, но зато услуга доступна.

Чтобы удержаться на плаву, «Почта России» намерена запустить через операционные окна государственные информационные системы. Таким образом, почта сможет оказывать весь спектр государственных и муниципальных услуг, наподобие того, что сейчас делают единые центры предоставления услуг. В правительстве считают, что почтовый оператор сможет стать партнером региональным и муниципальным администрациям в вопросах повышения доступности госуслуг.

Анна Тумановская