Закон «Об образовании» продолжают обсуждать

1327668844_starsheklassnikiНовый федеральный закон «Об образовании» продолжают обсуждать на местах. Свою оценку нормативно-правовому акту, призванному значительно изменить одну из важнейших сфер жизни общества, на заседании комиссии по правам человека дал директор департамента образования администрации Владимирской области Михаил Корешков.

По мнению Михаила Корешкова, закон «Об образовании в РФ» должен в корне поменять многие общепринятые установки и сформировать новый облик образовательной системы. Всем известно, что документ рождался трудно и получился довольно увесистым: 125 листов, 15 глав, 111 статей.

— Время критиковать или комментировать действующий закон прошло, — уверен Михаил Корешков. — Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы показать то новое, что произойдет в системе образования с этого года, и рассказать о том, какие шаги будут предприниматься администрацией области в целях реализации данного закона.

Михаил Корешков отметил, что изменилась сама структура образования. Все образовательные учреждения превратились в образовательные организации, которые разделили на общедоступные (бесплатные) и бесплатные на конкурсной основе. В первую группу вошли детские сады, школы и организации, осуществляющие деятельность по программам среднего профессионального образования. Во вторую группу попали вузы. Образовательные программы разделили на основные и дополнительные, педагогов и руководителей образовательных организаций наделили статусом, прописали права и обязанности родителей, ввели нормы педагогической экспертизы, регламентировали инновационную и экспериментальную деятельность, узаконили электронное и дистанционное обучение.

Но самые главные новшества, по мнению Михаила Корешкова, отнюдь не в этом. Ориентироваться нужно, в первую очередь, на то, как новый документ изменит жизнь детей и их родителей. Если говорить о дошкольном образовании, то закон вывел его на самостоятельный уровень. И хотя оно будет по-прежнему бесплатным, некие изменения нас все же ожидают.

— Самым важным нововведением на уровне дошкольного образования стала отмена ограничения, согласно которому родительская плата не должна превышать 20% от затрат на содержание ребенка в детском саду и 10% — для многодетных семей, — пояснил Михаил Корешков. — Теперь учредители учреждения вправе вовсе не взимать такую плату или снизить ее размер для отдельных категорий граждан. Средний уровень родительской платы будет устанавливать регион.

Кроме того, если садик расположен далеко, закон обязывает организовать подвоз детей к учреждению.

Что касается школы, преимущество при зачислении будут иметь те первоклашки, которые проживают на закрепленной за образовательной организацией территории. Индивидуальный отбор для углубленного изучения предметов разрешат только в средних и старших классах. В школах обязательным станет курс «Основы религиозных культур и светской этики», а вот участие детей в субботниках и поклейке обоев к новому учебному году станет необязательным — закон вводит запрет на привлечение школьников к труду, выходящему за рамки образовательных программ, без согласия самих учащихся и их родителей. Оставить ребенка на второй год без согласия родителей теперь также не получится.

Наибольшим изменениям подверглось профессиональное образование. Начальное профессиональное образование и вовсе ликвидировали как уровень. Среднее профессиональное образование предусматривает открытие центров профессиональных квалификаций, в том числе на промышленных предприятиях. Учебные заведения получают право отбирать наиболее способных учащихся, кроме этого, вводится особый порядок приема и обучения в творческих образовательных организациях. Вузы разделили на федеральные и национальные исследовательские. Законодательную прописку в документе получили уровни высшего образования, такие как бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура. ЕГЭ стало единственной формой итоговой аттестации, «срок годности» его результатов продлили на четыре года. Значительно сокращен список льготников при поступлении в вузы, при этом введены новые условия целевого приема. Впервые в документе об образовании сделан акцент на приоритет научной деятельности вузов.

Нового много. Закон вступит в силу с 1 сентября текущего года.

— Сроки предельно сжаты, — сказал Михаил Корешков. — Мы должны действовать сообща, чтобы закон заработал. А это возможно, если мы будем слушать и слышать друг друга. В ближайшее время нам необходимо разработать нормативы финансирования, провести реорганизацию системы профессионального образования, создать образовательные организации, предусмотренные законом, и, безусловно, обеспечить контроль над его реализацией.

Юлия Денисова