Школа как центр социального становления

ДШО РАДУГА (Новый)Почти любая российская школа, в той или иной мере, является не только учреждением, где подрастающее поколение получает необходимый запас знаний, но и неизбежно выступает в качестве территории становления личности.

Школа выполняет широкий круг обязанностей, которые связаны с этим становлением, то есть играет и важную воспитательную роль. Для владимирского микрорайона Оргтруд школа №47 имеет еще большее значение. По сути, это один из центров культурной и спортивной жизни, связующее звено между поколениями.

Сама жизнь в Оргтруде противостоит утверждению о том, что современная школа должна утратить присущие ей воспитательные функции. Большинство родителей с раннего утра уезжают на работу в город, и педагогам просто необходимо брать на себя ответственность за становление подрастающего поколения. Одна из форм, позволяющих решать эту задачу, школьные объединения: «Радуга» для учеников младших классов и «Маяк» для старшеклассников. Организация и успех их деятельности во многом являются заслугой заместителя директора по воспитательной работе Любови Вечеровой и педагога-организатора Екатерины Филимоновой. Значимая функция объединений в том, чтобы обеспечить социализацию детей, раскрыть их индивидуальность  вместе с тем научить совместной работе в рамках коллектива. Дети повзрослее ежегодно участвуют в Фестивалях Добрых Дел, это могут быть экологические акции, помощь детскому саду или опыт наставничества в отношении учеников начальной школы. Ежегодно активисты «Маяка» работают в рамках городских конкурсов, например по выявлению лидерских качеств, и почти всегда добиваются высоких результатов. В этом году к «взрослому» конкурсу «Символика детских объединений» привлекли и ребят из «Радуги». Они легко нашли общий язык в незнакомой для них среде, состоявшей в основном из школьников старшего возраста, и заняли 1-е место в номинации «Выступление на сцене».

— Наша деятельность могла бы стать еще более эффективной при вовлечении в нее родителей, ведь мы не располагаем достаточным штатом педагогов для организации полномасштабной внеклассной работы, — рассказывает Любовь Вечерова. — Еще один способ оторвать детей от неблагополучной среды — появление в микрорайоне современного спортивного центра. Спортзал школы не может удовлетворить все потребности учащихся в их физическом развитии, бассейна нет. Обеспечить широкий доступ учащихся к тем центрам, что есть в городе, мы не имеем возможности. Надеемся на муниципальные власти и меценатов, способных оказать микрорайону помощь в строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса.

Одна из особенностей 47-й школы в том, что за последние годы она пополнилась большим числом молодых энергичных учителей. Долгое время здесь работал стабильный педагогический коллектив, который формировался почти единовременно, а значит, и пенсионный возраст настал сразу для многих. Только в нынешнем учебном сезоне учреждение заполучило двух молодых специалистов по направлению математики и информатики, учителя начальных классов. Вопреки распространенному мнению о том, что к высокому долгу педагога современные выпускники относятся прохладно, директор школы Светлана Новикова довольна своими новобранцами. Большинство из них берется за дело с рвением, и уже имеются ощутимые результаты. Особых успехов добились учитель иностранного языка Юлия Ваняткина, преподаватель химии и биологии Ирина Глаголева. Ученики школы успешно участвовали в дистанционных олимпиадах и конкурсах по немецкому языку, биологии, заняв призовые места, а класс Ирины Глаголевой претендует на звание «Класс года» в рамках городского конкурса. Руководство, в свою очередь, принимает усилия к тому, чтобы помочь молодым специалистам решить жилищные проблемы и как можно скорее подвести их к аттестации на первую категорию (а значит, и обеспечить рост заработной платы).

С недавних пор в Оргтруде организована дошкольная группа, которая не только готовит ребят к школе, но и во многом решает проблемы окрестных детских садов, сокращая традиционные очереди. Ежегодно сюда из старших групп переходит до 40 малышей, для них созданы все необходимые условия. Под отдельный блок было определено три кабинета, оформлены спальная и игровая комнаты, столовая. На оборудование дошкольного отделения городской бюджет изыскал 1,8 миллиона рублей, они были направлены на проведение ремонта, приобретение игр и необходимого оборудования. Подобная возможность сегодня предоставлена каждой школе, но далеко не всякая берет на себя подобную ответственность.

— Мы не только стремимся бороться за наших детей в самых различных сферах, но и пытаемся наладить более прочные связи с родителями, ведь у нас с ними общие задачи, — говорит директор школы №47 Светлана Новикова. — В настоящий момент создан сайт школы, который дает возможность прямого, в том числе анонимного, обращения к директору. Кроме того, он открывает дополнительные возможности общения и самореализации для детей. Так, например, нашим учителем русского языка создан литературный форум. В 2013 году школа получит статус автономного учреждения, что даст нам большие возможности. Наблюдательный совет школы, в котором будут и родители, сможет контролировать, как и на что расходуются средства, принимать стратегические решения на будущее. Очевидно, что в ближайшие годы наша школа останется ключевым учреждением в жизни микрорайона, по сути социокультурным центром, и поэтому особенно важно, чтобы ее судьба определялась с участием всех заинтересованных сторон.

Матвей Иванов