Пьеса на языке зоны

Спектакль на тюремном жаргоне. Осуждённые вязниковской колонии строгого режима поставили пьесу «Бухта». Автор и режиссёр — один из арестантов. Правда ли, что на протяжении всего действа актёры говорят на языке зоны. В зрительном зале побывала Екатерина Зубкова.

СПЕКТАКЛЬ В КОЛОНИИ_1 СПЕКТАКЛЬ В КОЛОНИИ_2 СПЕКТАКЛЬ В КОЛОНИИ_3 СПЕКТАКЛЬ В КОЛОНИИ_4

— Откинусь, отожму бабки от хозяина, гульну денёк-другой. А потом снова угреюсь.

«Зеки», «бугор», «откинуться». Начало спектакля немного шокирует обилием тюремного сленга. В первой части осуждённые играют самих себя. Поэтому литературный язык был бы неуместен. Действие пьесы и завязывается на зоне. Во время работы арестанты случайно нашли телогрейку погибшего ещё в 50-е политзаключённого. На одежде прочли имя — Павел Бухта. Рядом валялся мешочек с золотом и пачка писем. Всё это репрессированный хотел отправить жене.
— Я так думаю, вот это рыжьё надо им передать.

После освобождения Крюк, он же Александр Крюков, отправляется искать семью погибшего Павла Бухты. Случайно или нет — главный герой встречает нескольких людей с такой редкой фамилией. Никто из них к репрессированному отношения не имеет. Зато золотом и письмами они не прочь распорядиться. Один хочет купить дозу героина, другой — продать письма антикварам.
— А скажи мне, сынок, вот в этой жизни что-нибудь кроме денег тебя интересует?
— Да много чего, конечно. Женщины, машины, красивый отдых.

Немного странно — вор в законе, пусть и на сцене, вспоминает о совести и чести. Кстати, главную роль играет автор пьесы — выпускник ВГИКа, ныне осуждённый за контрабанду наркотиков, Александр Дьяконов. В его труппе 10 постоянных актёров. Правда, найти с ними общий язык оказалось непросто.
АЛЕКСАНДР ДЬЯКОНОВ, РЕЖИССЁР СПЕКТАКЛЯ, ОСУЖДЁННЫЙ ИК-4
Во-первых, убедить людей участвовать. Во-вторых, найти людей, которые искренне хотят участвовать, а не за пачку сигарет и стакан чая, людей, которые ещё и владеют определёнными навыками, а большинство моих ничем не владели. Надо перешагнуть сложности в общении с ними в процессе репетиции.

Почти всё действо главного героя преследует призрак погибшего узника ГУЛАГа. Бессловесная роль досталась Кириллу Васильеву.

КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВ, АКТЁР, ОСУЖДЁННЫЙ ИК-4
— Мужественный человек тех лет, той эпохи. 

 — В чём сложность основная?

Мне кажется, в том, что лицо надо было делать такое…непонятное…мёртвое.

Финал пьесы печален. Жена репрессированного умерла. А сын, уже взрослый человек, берёт письма отца. А вот от золота отказывается.
— Главным богатством для неё была любовь к отцу. И, поверьте мне, она была счастлива. А золото…Оно мне тоже не нужно.

Спектакль мужчины привезли в подарок к 8-му марта осуждённым головинской женской колонии. Эмоции от увиденного у зрителей противоречивые: кому-то не понравилось, а у кого-то на глазах появились слёзы. Что до режиссёра, то Александру Дьяконову предстоит провести в колонии пять лет. Как говорит он сам: ещё есть время поставить не одну авторскую пьесу.

Екатерина Зубкова, Олег Егоров.