18+

Главный конструктор

Трунов9Недавно на здании Нововязниковской школы открыли мемориальную доску, посвященную Николаю Трунову, — он был ведущим отечественным специалистом по парогенераторам ядерных реакторов, каждый из которых представляет «сердце» АЭС.

Николай Борисович Трунов, наш современник, доктор технических наук, заслуженный конструктор РФ, пользовавшийся непререкаемым авторитетом в сфере своих исследований не только в нашей стране, но и за рубежом: Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) неоднократно привлекало его в качестве эксперта. Главный конструктор расположенного в подмосковном Подольске опытно-конструкторского бюро «Гидропресс» — ведущего разработчика ядерных реакторов военного и гражданского назначения, в частности, для атомных субмарин и АЭС (сооруженные по проектам ОКБ реакторы нынче работают на 18 атомных станциях), Николай Трунов безвременно ушел из жизни. Самолет, на котором он следовал в служебную командировку, упал под Петрозаводском в ночь с 20 на 21 июня 2011 года…

А мог бы стать пианистом
Главный конструктор и ученый с мировым именем родился 22 апреля 1959 года в семье педагогов. Его детство прошло в поселке Нововязники при станции Горьковской железной дороги (сегодня этот поселок в черте города Вязники). Отец, Борис Иванович Трунов, вел уроки труда в местной школе, мама Лидия Владимировна, урожденная Кокошникова, работала в детском саду и «выросла» до заведующей. Их единственный сын Коля с детства проявлял большой интерес к технике, много читал, в том числе технические журналы, но при этом окончил полный курс вязниковской музыкальной школы и в совершенстве освоил
фортепиано. Любимым произведением будущего «технаря» стал фортепианный 1-й концерт Чайковского.

После окончания Железнодорожной средней школы № 8 в Нововязниках в 1976 году Николай Трунов получил высшее образование в Московском энергетическом институте и в 1982-м поступил в ОКБ «Гидропресс», в котором и проработал почти 30 лет. Там он постоянно занимался самообразованием, был инициативным, ответственным, перспективно мыслящим специалистом и руководителем. В 1990 году 31-летний конструктор окончил заочную аспирантуру в МЭИ, после чего защитил кандидатскую диссертацию.

В 2002 году Трунов в качестве главного конструктора возглавил отделение парогенераторов и тепломеханического оборудования реакторных установок водо-водяных энергетических реакторов, а также реакторных установок на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем. Для человека непосвященного суть проблем, которыми занимался Николай Борисович, без преувеличения — темный лес. Да и не вся информация об этом является открытой. Поэтому будет проще сказать, что одной из главных задач главного конструктора стало повышение безопасности и эксплуатационной надежности парогенераторов, что во многом определяет безопасность и надежность АЭС в целом.

Николаю Трунову и его коллегам удалось не только ощутимо повысить надежность отечественных парогенераторов, но и значительно продлить сроки их службы — с первоначальных 30 до 50 лет, что дало еще и весомый экономический эффект. В
Недавно на здании Нововязниковской школы открыли мемориальную доску, посвященную Николаю Трунову, — он был ведущим отечественным специалистом по парогенераторам ядерных реакторов, каждый из которых представляет «сердце» АЭС.
В частности, конструктор Трунов выступал за неприменение меди в системах второго контура ядерных реакторов, так как ее наличие в качестве окислителя обуславливало растрескивание поверхностей и более ранний выход систем из строя. Концепция отказа от меди и ее удаления из энергоблоков в итоге была положена в основу программы концерна «Росэнергоатом».

Доктор Трунов
Конструктор Трунов и его коллектив участвовали в изготовлении, монтаже и пусконаладочных работах парогенераторов и другого оборудования для нескольких российских и зарубежных АЭС, в том числе «Бушер» в Иране мощностью 1000 МВт, строительство которой, после многолетней консервации, велось с 1995 года и было завершено в 2010-м.

Итогом многолетних исследований и практической работы в ОКБ стала докторская диссертация по теме «Разработка и усовершенствование парогенераторов для АЭС с ВВЭР на основе исследований тепло- и массообмена», которую Николай Борисович Трунов защитил в 2004 году. В диссертации он сформулировал требования и рекомендации по разработке парогенераторов и создал необходимые для этого методики расчета. Этот труд ученого и сегодня является руководством к действию и настольной книгой для конструкторов-ядерщиков.

Всего же Трунов стал автором более 140 печатных трудов, в том числе двух специальных монографий, запатентовал более 30 изобретений, регулярно участвовал в научных и ведомственных конференциях и семинарах, в том числе в странах ближнего и дальнего зарубежья.

20 июля 2006 года Президент России Владимир Путин присвоил Николаю Борисовичу Трунову звание «Заслуженный конструктор Российской Федерации» с формулировкой «за большой вклад в развитие атомной энергетики и многолетний добросовестный труд». Наградами главному конструктору «Гидропресса» стали нагрудные знаки Росатома «Академик И.В.Курчатов» 3-й и 4-й степеней — за выдающиеся достижения в труде и большой личный вклад в развитие атомной науки и техники.

Роковой полет
Но при всех заслугах и регалиях Николай Борисович не почивал на лаврах и никогда не останавливался на достигнутом. У него было множество творческих идей, заделов в различных направлениях. 21 июня 2011 года в ЗАО «Петрозаводскмаш» было назначено совещание по обсуждению вопросов, связанных с размещением заказов на изготовление оборудования для АЭС по проектам ОКБ «Гидропресс». Трунов должен был принять участие в этом совещании. Вместе с ним в Петрозаводск вылетели директор «Гидропресса» Сергей Рыжов и его заместитель Геннадий Банюк.

При посадке в условиях плохой видимости и низкой облачности самолет Ту-134А авиакомпании «РусЭйр» с бортовым номером RA-65691, совершавший рейс Москва-Петрозаводск, в 23.45 20 июня отклонился от расчетного профиля снижения и посадочного курса, снес несколько деревьев и ударился о землю примерно в 600 метрах от начала взлетно-посадочной полосы аэропорта Бесовец. Обломки самолета загорелись. Из находившихся на борту 52 человек чудом спаслось лишь 5. Руководство «Гидропресса» в числе счастливчиков не значилось…

Трагедия для всей России
Николая Трунова и его коллег отпевали в Троицком соборе Подольска при огромном стечении народа. Выступая перед собравшимися, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко сказал, что потеря руководства ОКБ — «трагедия для всей России».

Друг Николая Борисовича писатель и сценарист Георгий Заколодяжный позже поведал, что 16 июня, за 4 дня до трагедии, ученому приснился странный сон: к нему пришла незнакомая женщина по имени Екатерина и объявила: «Ты —  не живой». Этот сон Трунов рассказал жене Галине. В ночь с 20 на 21 июня кошмар приснился самому Заколодяжному. А потом выясни лось, что пассажиров борта RA-65691 помогали спасать два священника из петрозаводской церкви… святой великомученицы Екатерины! Мистика или предчувствие…

«Мы дружили 30 лет, — рассказывал писатель. — Он звал меня «Иваныч», я его — «Борисыч». За эти годы он превратился из длинноногого кудрявого молодого специалиста, родом из владимирской «окающей» глубинки, в плотного и крепкого, хотя и лысого, мужика, обремененного званием доктора наук, главного конструктора и незаменимого специалиста в ядерной энергетике. А глаза, улыбка, юмор —  все осталось тем же. Как много нас связывало — половина жизни! Я не видел его мертвым, поэтому он для меня остается живым. Любитель путешествий, дайвинга, музыкант и надежный друг».

…На церемонии открытия мемориальной доски присутствовала мама ученого Лидия Владимировна, до сих пор живущая в Вязниках, его вдова Галина Владимировна, представители местных властей и руководители ОКБ «Гидропресс». Это дань памяти выдающему земляку и напоминание юным вязниковцам о том, что настоящий талант всегда пробьет себе дорогу.

Николай Фролов

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение