Таксисты ищут управу на «бомбил»

таксиНелегальные перевозчики в регионе-33 по-прежнему активно работают в сфере услуг такси и автобусного транспорта. Это ведет к тому, что рынок пассажирских перевозок лихорадит: качество обслуживания низко, цены неустойчивые, и легальные перевозчики теряют часть прибыли по вине ушлых конкурентов.

Вам «шашечки» или ехать?

Помните старый анекдот: мужчина поджидал такси, а остановился какой-то «бомбила». И на вопрос о том, почему его машина не похожа на обычный таксомотор, водитель резонно отвечал: «Вам что нужно: «шашечки» или ехать?». Всем нам, конечно, от такси нужно, прежде всего, одно — ехать. Но при этом ехать по возможности комфортно, безопасно и недорого. А вот эти условия при наличии нелегальных перевозчиков как раз трудновыполнимы. Потому что никаких гарантий пассажиру «нелегалы» дать не могут: хочешь, садись в машину, не хочешь — до свидания. Мало того: наличие подобных (довольно многочисленных) соперников подрывает бизнес легальных перевозчиков. Которые платят налоги и к которым, надо сказать, предъявляются довольно жесткие требования, прописанные в законе.

Понятно, что такая конкуренция — хотя конкуренцией это назвать трудно, потому как положение изначально неравное — таксистам не по душе. И порой они выходят на «тропу войны». Нет, не берут в руки монтировки, как это было в лихих девяностых, а помогают компетентным структурам наводить порядок на дороге. К примеру, недавно во Владимире инициативная группа легальных перевозчиков при взаимодействии с полицией и представителями местной власти участвовала в целой операции по выявлению «бомбил». Добровольцы звонили по телефонам такси, номера которых частенько приходят на мобильные телефоны владимирцев, и вызывали машину. А в оговоренной точке их ждали инспектора ГАИ, сотрудники ОБЭПа и чиновники из департамента транспорта.

Остановить автомобиль для проверки документов водителя вправе только инспектор, а проверить наличие разрешений для занятия предпринимательской деятельностью — полицейские из отдела по экономическим преступлениям. Процедура трудоемкая, поэтому за два дня работы удалось отловить только 8 нелегальных таксистов. Да и то, заплатив солидные штрафы, они наверняка продолжили работу.

— Нелегалов по-прежнему много, и они разрушают своей незаконной деятельностью рынок перевозок такси, —  уверен руководитель ассоциации такси, куда вошли крупнейшие владимирские компании таксомоторов, Федор Мишнев.

Порой обывателю нормальное такси от нелегального и отличить-то трудно. «Бомбилы» помещают на борта машины небольшую наклейку в виде шашечек с названием такси. По окончании рабочего дня —  снимают. Чтобы унифицировать все такси, в области предписали все таксомоторы покрасить в белые и золотисто-желтые цвета. Легальные перевозчики этим сейчас и заняты, надеясь, что хоть такая цветовая дифференциация поможет выделить их среди массы машин, водители которых убеждают пассажиров лишь одним аргументом: «Вам «шашечки» или ехать?»

Кстати о ценах
«Такси за 50 рублей. Подача за 5 минут», «Такси всегда в наличии, в любую точку города» -множество таких СМС-сообщений приходит на наши мобильники и электронную почту. Такую рекламу, как правило, распространяют нелегальные таксомоторы. Они обещают все то, что якобы не могут обеспечить их легальные коллеги.

Любой житель нашего города расскажет массу историй, как обзвонил с десяток ведущих такси и везде был один ответ: машины заняты, свободных нет. Да и о ценах на услуги такси историй не меньше. Чего только стоят праздничные накрутки, когда поездка обходилась клиенту в 200-500 рублей за пару-тройку остановок.

На низких тарифах и быстрой доставке и «выезжают» нелегальные перевозчики. За 50-70 рублей, конечно, и они до места не домчат, но за 80-90 — могут. Что и понятно: им налогов не платить, диспетчеру не «отстегивать». Но на этом, пожалуй, все преимущества для пассажира и заканчиваются. Может, в рабочее время, действительно, ему не придется ждать машину и пяти минут, но вечером и в выходные — та же картина, что и с легальными трудягами: машин нет. Кроме того, за пустые обещания и спросить некого: ни адреса компании, ни ФИО водителей, ни чеков, ни таксометров нелегальные такси не имеют.

Под единым началом
Более радужная картина с автобусными перевозками. Хотя и там есть недобросовестная конкуренция. Не случайно время от времени в СМИ появляются сообщения о стычках перевозчиков, когда в автобусах бьют стекла камнями, прокалывают шины, а то и вовсе поджигают. Такое случается на московском и суздальском направлениях, наиболее выгодных. Но и в глубинке бывает.

«Левые» автобусники заманивают пассажиров тем же, что и таксисты: низкими ценами и быстрой ездой (какой русский ее не любит?). Плюс никаких хлопот при покупке билетов: заплатите в автобусе. О минусах, естественно, никто не думает. А они есть: отсутствие билетов, страховки, так что случись чего — требовать нечего.

Но можно отметить, что в нашем регионе ситуация лучше, чем во многих других. Благодаря централизованной системе перевозок. По инициативе областных властей было создано государственное предприятие «Владимирский автовокзал», объединившее 12 автовокзалов и автостанций. Сейчас организация имеет единое расписание всех пригородных и межмуниципальных маршрутов, по телефону и на интернет-сайте можно узнать цены и время отъезда-приезда транспорта.

— Единая сеть позволяет сохранить инфраструктуру пассажирских перевозок, обеспечивает содержание объектов, их техническое развитие и внедрение современных технологий. За счет этого держатся на плаву убыточные автостанции, такие как в Судогде, Меленках, Красной Горбатке. Пассажиропоток там низкий, тарифы на проезд невысокие, но единая система поддерживает их, — говорит директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Каленов.

Большое внимание уделяется безопасности: в нынешнем году областной бюджет выделит 26 млн рублей на поддержание порядка как на транспорте, так и на вокзалах. Все вокзалы и автостанции региона прошли оценку уязвимости, по итогам которой составлен план мероприятий по безопасности. Там будут установлены шлагбаумы, видеокамеры, ограждения, системы контроля доступа, рамки металлоискателя, системы ГЛОНАСС, ремни безопасности, кнопки экстренного вызова полиции. Естественно, все это поднимет качество перевозок и всего, что с ними связано, на такой уровень, по сравнению с которым услуги «левых» автобусников покажутся не вчерашним, а позавчерашним днем.

А как у них?
Во многих регионах работа с нелегальными перевозчиками поставлена на поток. В ходе рейдов и профилактических операций нелегалов ловят и наказывают полиция и автодорнадзор. К примеру, в Великом Новгороде отведены специальные штраф-стоянки под нелегальные такси. За полгода туда отправили свыше 500 машин (во Владимире таких площадок нет). Машины нелегалам не отдают, пока те не предоставят разрешения на пассажирские перевозки. На это может уйти до 2 месяцев. Счет за стоянку в итоге составляет десятки тысяч рублей.

Та же картина в Петрозаводске, где почти каждый день останавливают таксистов без документов и отправляют их авто на штраф-стоянки. Возможно, это слишком жесткие методы, но весьма эффективные.

А в столице в ближайшее время хотят избавиться от маршрутных такси, полностью упорядочив рынок пассажирских перевозок на автобусах. Выйти из тени или уйти с рынка перевозок придется тем, кто не попадет в маршрутную сеть наземного транспорта, которую сейчас создает столичная мэрия. Предполагается, что каждый маршрут пройдет по конкурсу. Перевозчикам нужно будет выполнить жесткие требования: автобусы определенной вместимости, с двигателем «Евро-5», кондиционером, мягкими сиденьями, оснащенные ГЛОНАСС.

АВТОРИТЕТНО
Начальник УГИБДД МВД по Владимирской области Александр Назаров: «Качество пассажирских перевозок во многом зависит от того, кто управляет автобусами и машинами такси. Если раньше все водители проходили дополнительные профкурсы, то сейчас их набирают из числа молодых и неопытных. При рассмотрении очередного ДТП с их участием выясняется, что у водителей список нарушений не умещается на 1-2 страницах. Не все, но очень многие водители на автобусах и такси, пренебрегают большинством правил дорожного движения. На тех же междугородных маршрутах автобусы развивают предельные скорости, маневрируют с риском для жизни пассажиров. По меньшей мере, это создает дискомфорт для пассажиров, по максимуму становится причиной ДТП и гибели других участников дорожного движения».

ЦИФРА

За прошлый год ГИБДД привлекла к ответственности свыше 300 нелегальных таксистов. Всем выписаны штрафы в размере 2,5 тысячи рублей.

КСТАТИ

Сейчас в областном реестре — 3700 такси. Во Владимире появилась ассоциация такси, куда вошли ведущие таксомоторы «Тройка», «Ассорти», «Комфорт», «Вояж», «Фаворит», «Желтое такси».

Анна Тумановская