Работать надо по закону

IMG_6264Ковровское управление троллейбусного транспорта столкнулось с парадоксальной ситуацией: власти региона не желают исполнять ими же принятые нормативные акты, тем самым ставя жизнеобеспечивающее предприятие на грань выживания.

Ковров — единственный в области райцентр, обладающий троллейбусным транспортом. Ковровчане давно привыкли к этому «подарку маршала Устинова» (именно ему, бывшему депутату Верховного Совета СССР от города оружейников, ковровское УТТ обязано своим рождением), предмету зависти всех соседей на протяжении почти 40 лет его существования. Они не мыслят жизни без троллейбуса и в большинстве своем даже не представляют, какие сложности приходится преодолевать этому самому удобному виду городского пассажирского транспорта.

Экологичный и социально значимый
О преимуществах троллейбуса сейчас знают, наверное, даже дети, ведь уже в школах много внимания уделяют изучению экологии и рассказывают ученикам о вредных выхлопных газах, разрушении озонового слоя и исчерпаемости запасов углеводородов. «Рогатый» трудяга — самый безвредный и симпатичный даже ярому гринписовцу. О чем говорить, если на территории троллейбусного депо растут грибы, ягоды, яблоки и груши, вполне пригодные для еды! Впрочем, в момент появления электротранспорта в Коврове об экологии вряд ли думали — ведь о ней, как о здоровье, вспоминают, когда вдруг стало плохо, а не когда все хорошо. Думали об огромном пассажиропотоке, о том, чтобы вовремя доставить рабочих к проходным оборонных предприятий. В те времена УТТ перевозило около 75 000 человек в день — с такой нагрузкой одним автобусам точно не справиться.

Времена изменились, заводы измельчали, в разы вырос личный автопарк горожан, появилась конкуренция со стороны «маршруточников», да и сама численность населения снизилась тысяч на 15. И, тем не менее, троллейбус до сих пор остается самым удобным, доступным, экологичным и безопасным видом транспорта. Казалось бы, именно ему власти должны создавать режим наибольшего благоприятствования.

Что касается городских властей, так и есть. Мэр города Виктор Кауров понимает социальную значимость городского электротранспорта как основного перевозчика, тщательно вникает в проблемы УТТ и помогает, как может. Хотелось бы, конечно, большего, но… Директор МУП УТТ Виктор Мишин — депутат горсовета. И не рядовой депутат, а зам.председателя комитета по ЖКХ и член бюджетного комитета. А потому он прекрасно осведомлен о финансовом состоянии Коврова и никаких иллюзий по этому поводу не питает. От города его предприятие получит любую помощь, кроме денежной. И это, между прочим, уже немало. «Наш мэр отбивает любые нападки на нас со стороны частников», — признается Виктор Алексеевич. Ну а дальше — сами, ребята…

Вопреки всему
Сами тоже с усами. УТТ никогда не знало «легкой жизни». Разве что в годы перед кризисом было немного проще, тогда выручки хватало на относительно безбедное существование. Тем не менее, предприятие держит марку и является вполне конкурентоспособным на рынке труда. В начале этого года зарплата водителям повышена на 10 процентов и составила в среднем 20 тысяч рублей. Кто хочет большего, может получить и 30 за счет работы в выходные дни. Плюс социальная защищенность и льготы: 40-дневный отпуск, пенсия с 55 лет для мужчин, удешевленные, в зависимости от выслуги лет, путевки на санаторно-курортное лечение, профосмотры, собственные (при пред-\приятии) терапевтический и стоматологический кабинеты, «белая» зарплата. Такие условия ценит и молодежь — сейчас тут проходит обучение вновь скомплектованная группа новичков и те, кто в свое время подался было в Москву, а теперь одумался, хлебнув столичного лиха, и вернулся обратно.

В виде налогов и сборов предприятие отдает государству ежегодно около миллиона долларов. Недавно УТТ закупило 8 новеньких кузовов троллейбусов с транзисторным управлением, комфортность которых уже оценили горожане.

Тигру не докладывают мяса

На сегодняшний день главный тормоз нормального функционирования и развития предприятия — проблемы с компенсацией за проезд льготных категорий граждан. Проще говоря, бюджетная доплата к социальным проездным.
Месячные социальные проездные как мера социальной поддержки были введены постановлением губернатора №700 от 15.06.2010 и касались примерно 20 категорий льготников. Этим постановлением была предусмотрена компенсация из областного бюджета перевозчикам недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан. Однако областная власть, принявшая это решение, с компенсациями не спешила. Долги накапливались годами и достигли весьма внушительных сумм. В конце концов, терпение у перевозчиков лопнуло: МУП УТТ истребовало выплату долга через суд.

Согласитесь, это прецедент: муниципальные предприятия не часто дерзают судиться с областной властью. О претензиях ОАО «РЖД», например, к владимирскому «Белому дому» по аналогичному поводу —  компенсации убытков —  знают все, но даже все — российский тяжеловес-монополист до суда не дошел. А ковровское УТТ рискнуло и… выиграло. Дело-то было правое, лишнего не просили -только свое, по закону положенное, за несколько лет накопившееся. Общая сумма исков — порядка 73 млн. Администрация области всячески оспаривала заявленную сумму, пыталась ее уменьшить, но арбитражный суд иск удовлетворил.И вот тут началось самое интересное…

Не высовывайся!
Решение суда состоялось в июле 2012 года. Но денег МУП УТТ не получило ни в июле, ни в августе, ни в сентябре. Ждали до последнего, а 26 сентября вновь обратились в суд на предмет неисполнения ответчиком решения суда.

Вдумайтесь: областная администрация не просто не исполняет собственных решений, она не исполняет их в положенный срок даже после решения судебной инстанции! Уж если власть не показывает примера законопослушания, чего она может требовать от других юридических и физических лиц, какой пример им подает?

После очередного, в пользу УТТ, вердикта Фемиды деньги наконец-то пришли. А практически одновременно, или даже чуть раньше, в троллейбусное управление пришли многочисленные ревизоры и письмо №01/02-16-970 за подписью первого вице-губернатора Конышева и вице-губернатора Мартынова « Об осуществлении сверки льготников». В нем содержалось требование «…ежемесячно, начиная с января 2013 года, проводить сверку ведомостей продаж месячных социальных проездных билетов (списков граждан, приобретавших указанные билеты) по муниципальному образованию с данными регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в государственных казенных учреждениях социальной защиты населения, путем организации электронного взаимодействия».

И вот тут сотрудникам УТТ мало не показалось, да и льготникам тоже. Граждане теперь обязаны ежемесячно при покупке проездного предъявлять и паспорт, и подлинник документа, дающего право на льготы. А транспортники — составлять электронный реестр этих граждан. В Коврове около 50 тысяч льготников, социальные проездные покупают порядка 5 тысяч. Билеты продают не только в УТТ и филиалах некоторых банков, но и в почтовых отделениях, где компьютеров элементарно нет, ведомости заполняются от руки. Сводный регистр приходится составлять экономистам троллейбусного управления. 15 работников предприятия в начале месяца — во время подготовки отчетов и начисления зарплаты — бросают все эти дела и садятся за сверку.

Подводных камней выявляется множество. Далеко не все федеральные и областные льготники есть в базе данных городского отдела соцзащиты. «Провисли» иногородние граждане, живущие и покупающие билеты в городе. Или же человек, имеющий несколько льготных категорий, купил билет как почетный донор, а в ЦСЗН он числится как ветеран труда. Плюс «человеческий фактор»: при заполнении от руки цифру 3 в номере удостоверения сложно отличить от цифры 8, а букву «И» в фамилии от буквы «Н», фамилии с буквой «Ё» программа и вовсе не читает. В результате за месяц «от-браковалось» порядка 1,5 тысячи человек из 5 тысяч, а это тянет на 300 тысяч рублей недополученных денег.

Главный экономист УТТ Вера Александровна Гурьянова возмущена: впору мобилизовать сотрудников отдела на поквартирный обход льготников-ковровчан ради сверки данных. Но сколько ж времени 15 человек потратят на розыски полутора тысяч граждан?

А могли бы жить…
Строго говоря, письмо двух чиновников, создавшее столько сложностей транспортникам, да же не имеет юридической силы, поскольку противоречит 700-му постановлению губернатора: в нем необходимость сверки регистра льготников и ее порядок никак не прописаны. А согласно Гражданскому кодексу РФ, на коммерческие организации нельзя возлагать бремя расходов по реализации актов гражданской власти. Власть сама обязана организовать и профинансировать эти мероприятия. Обязана, но не делает.

По мнению специалистов ковровского УТТ, наилучший выход из сложившейся ситуации — введение электронных проездных билетов за счет средств областного бюджета. Если мы хотим жить по стандартам века информационных технологий, то именно власть здесь должна служить образцом. Как и образцом неукоснительного законопослушания.

Нина Александрова