Панфиловцы отстаивают школу

панфиловцыВ деревне Панфилово районные власти собираются закрыть школу. Она разделит участь более двух десятков школ, закрытых (реорганизованных, как звучит в документах) в Петушинском районе за последние два года. Еще недавно там работали 43 школы, сейчас осталось 20. В этом смысле район в «передовиках».

Панфиловской школе — 103 года. Она пережила революцию, Великую Отечественную, а сейчас — загибается. Абсурд: модернизация образования уверенно шагает по России, но у нас она порой принимает уродливые формы, которыми только детей пугать. Стирает с лица наших деревень школы — гордость и силу отечественного образования.

Последний оплот села
— Такая позиция чиновников аморальна сама по себе, — возмущается родитель Илья Охотников.
— Что значит, экономически невыгодно содержать детей? А что выгодно? За все 103 года, в самые страшные периоды для страны, вопрос о закрытии школы даже не стоял. Все понимали: самое важное для государства — воспитание новых членов общества. А нынче
— другие задачи?

Илья Охотников — многодетный отец, и школа для его семьи — самая важная составляющая жизни, оплот, который он встал защищать грудью. Рядом с ним — такой же многодетный отец Андрей Хомич, другие родители. Для каждого из них последние месяцы слились в одну сплошную заботу: как спасти родную школу?

—  Все мы понимаем, что без школы нет деревни, без деревни нет народа, но местное население выдавливается из села, —  с горечью рассуждает Андрей Хомич. — Церковь ликвидировали в 60-е годы прошлого века, колхоз ликвидировали в 90-е годы, последней опорой стала школа. Народ покидает деревни, а если ее не будет, здесь вообще ничего не останется.

Родители приводят самый главный довод в защиту школы: образование — это не просто «вбивание» знаний в головы детей, это, прежде всего, воспитание личности, воспитание нравственности в будущем члене общества. И именно школа являлась испокон веков центром культуры на селе. Закрой школу — все прервется.

Встреча с родителями проходит в самой Панфиловской школе. Здание хоть и деревянное, но добротное, в хорошем состоянии. Отопление печное, и здесь тепло. Просторные светлые классы, в кабинетах начальных классов — новая мебель, компьютеры, во дворе оборудованная спортивная площадка. Рядом со школой — большой клуб, который, по договору, используется для внеклассной и учебной работы. В план модернизации 2012 года Панфиловскую школу не включили, но она успешно выжила. Похоже, чтобы умереть…

— В нашей школе нет ни одного курящего подростка, ни одного пьющего, здесь наши дети находятся под крылом педагогов, воспитывающих ребят буквально в семейной обстановке,
—  выражают свою обеспокоенность родители.

—  А в Покрове, все это знают, и наркомания, и алкоголизм, и курение среди молодежи развиты. Это объективно, что учителя в районном центре не могут взять под свой контроль столь огромное количество детей в переполненных классах. И понятно, что родители из села боятся везти в Покров своих детей.

Палочка-выручалочка
Вопрос о переводе панфиловских ребятишек в школы Покрова был рассмотрен на одном из заседаний коллегии при главе администрации Петушинского района. В его ходе как раз обсуждалась реструктуризация сети образовательных учреждений района в 2013 году. «Под раздачу» попала Панфиловская школа, где наполняемость классов не дотягивает до нормы сельской школы в 14 учеников. В школе обучается 37 детей, из которых 22 приезжают из Покрова, а остальные из ближайших деревень — Панфилово, Желудьево и Воскресенье. Здание школы комиссия определила как нетиповое, с печным отоплением, отсутствием канализации и центрального водопровода, спортзала и пищеблока. В Покрове же, по мнению членов коллегии, к услугам вновь прибывших учеников — оборудованный пищеблок, спортзал, компьютерные классы, оснащенные кабинеты физики, химии и биологии, группа продленного дня и организованная внеклассная работа.

Звучит вроде бы заманчиво, однако, если разобраться, все не так гладко, как на бумаге. Например, с группами продленного дня: новый закон «Об образовании» гласит, что присмотр и уход в группах продленного дня может становиться, по решению учредителей, платной услугой. Получается, отправляя свое дитя из-под крыла сельской школы, родители вынуждены будут за это еще и доплачивать? Для многих это ощутимый удар по семейному бюджету.

Но самая главная проблема в том, что в Покрове школы и без того переполнены. О каком комфорте для учеников может идти речь, если уже сегодня в начальных классах покровских школ учатся по 28-30 ребят. Можно говорить о качестве обучения в таких условиях? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: именно в начальной школе детям требуется индивидуальный подход, потому что у всех детей разные способности и уровень восприятия знаний. Кто-то слишком подвижный, кто-то, наоборот, медлительный, кто-то застенчивый, а кто-то гиперактивный. Каким бы ни был учитель, ему сложно достучаться до каждого ученика, если их в классе 30.
— Моя Маша особенная, —  рассказывает о дочке жительница Покрова Оксана Юрьевна Суровова.
— Она медлительная, есть небольшие сложности в речевом развитии. Нам посоветовали учиться в школе, где учеников поменьше, и Панфиловская для нас — настоящая палочка-выручалочка. Маша учится там уже второй год, и с ее развитием все в порядке, она смогла овладеть всеми навыками на уровне своих сверстников.

У другой жительницы Покрова Ирины Юрьевны Аралкиной дочка Полина учится уже в четвертом классе Панфиловской школы. А начинала в городе, отучилась год, и учитель сказал маме, что нужно нанимать репетитора: девочка слишком замкнутая, на уроках робеет руку поднять. Родители нашли выход: пошли заново в первый класс, но уже в Панфиловскую школу. Девочка окрепла, учится хорошо.

—  Не хочу сказать, что в Покрове учителя слабее, — говорит Ирина Юрьевна. — Но при такой наполняемости классов, как успеть найти подход к каждому ребенку!
— А в Панфилово наши дети как дома, — присоединяется к разговору Алла Александровна Зозуля из Желудьево, у которой в сельской школе учатся сын и дочка. — Я сама когда-то училась в этой школе. При высоком профессионализме педагогов там всегда сохраняли теплую семейную обстановку.

Из Покрова до Панфилово 13 км. Мамы и папы возят в школу своих детей на рейсовом автобусе, а обратно их забирает маршрутка, которую родители оплачивают из своего кармана. И все равно этот вариант удачнее, считают они. Потому что важнее всего — комфортные условия обучения и воспитания для детей.

Ломать-не строить
Говорят, из демографической ямы мы потихоньку выкарабкиваемся. Так что первоклашек с каждым годом становится все больше. В сельской местности
—  в том числе. В том же Панфилово подрастает малышня. И вроде бы надо радоваться, что рождаемость растет, но школы-то закрываются, а новых почти не строят. Детские сады вот в свое время позакрывали —  теперь проблему приходится расхлебывать.То же самое будет и со школами?

В самом Покрове ситуация с учреждениями образования — катастрофическая. Здесь две средние общеобразовательные школы и одна начальная. Все, естественно, переполнены. Дети из города вынуждены ездить учиться в сельские школы — в то же Панфилово, а еще в Марково (здесь, кстати, практически нет своих сельских школьников — все городские), в Глубоково и даже в Вольгинский. Детям негде учиться уже сегодня, что же будет завтра?

По информации, полученной из администрации г. Покрова, следует, что ситуация действительно аховая. Новая школа как воздух необходима городу, где существующие школы работают в напряженном режиме в две смены. Собственно, проблема назрела давно. Еще в 1991 году в городе начали строить школу на 870 учащихся. Но средств не было — бросили. Недострой так и висит тяжелым камнем на плечах города с того времени. А теперь на достройку школы у Покровской администрации нет не только денег (на строительство, сообщили в администрации, нужна сумма, превышающая годовой доход города), но и полномочий по организации образования, поскольку бразды правления этой сферой переданы в район. И администрация, и жители Покрова неоднократно обращались в различные государственные органы с просьбой достроить необходимую для города школу, но, к сожалению, безрезультатно.

В этой связи возникает вопрос: логично ли закрывать школу, если школ и без того не хватает? Да, сегодня в Панфиловской основной школе учатся 37 детей. Мало? Но разве не обязано государство заботиться о каждом отдельно взятом своем гражданине?

Деревня — не медвежий угол!
Родители ребят, обучающихся в Панфиловской школе, бьют во все колокола, их поддерживает глава Нагорного сельского поселения Ольга Копылова. Письма с просьбой спасти школу отправлены и в Москву, и руководству Владимирской области, и в район. От главы Петушинского района Виктора Шурыгина пришел ответ, что «реорганизация МБОУ «Панфиловская основная общеобразовательная школа» осуществляется в рамках действующего законодательства». И с этим не поспоришь ни юридически, ни экономически. Подушевое финансирование позволяет проводить реорганизацию (а по сути, ликвидацию) малокомплектных школ, в одночасье ставших «экономически невыгодными».
— У меня по этому поводу свое мнение, — говорит Ирина Николаевна Андреева. — Вот петушинская газета «Вперед» от 12 февраля. Здесь большая статья о нашем районе, читаешь и становится приятно. Цитирую: «… по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, среди городских округов и муниципальных районов Петушинский район по итогам 2012 года занимает третье место в области, уступив лишь городам Владимир и Ковров». Так почему такой успешный и богатый район не найдет всего миллиона рублей на содержание одной сельской школы? Почему-то Гусь-Хрустальный, Вязниковский, Киржачский, Селивановский районы находят возможность содержать сельские школы, несмотря на то, что они не ходят в передовиках? А я родилась в этой деревне, мои мама и папа работали в этой школе, и у меня болит за нее душа.

Да, возможно, сельские школы не так укомплектованы современным оборудованием, как городские. Но это добротные, хорошие школы, где могут учить детей, и учить прекрасно. Из Панфиловской школы выходят хорошо подготовленные дети, которые поступают в учреждения профобразования — как среднего, так и высшего, в том числе и в московские. А это уже говорит об уровне образования. В Панфилово даже за опытом коллеги-учителя приезжали. А сегодня сельская школа вдруг стала не нужна. Причем не нужна почему-то местным властям. По словам директора областного департамента образования Михаила Корешкова, решение о закрытии той или иной школы находится в ведении района. В данном случае, департамент лишь должен осуществлять надзор, чтобы процедура была выполнена правильно.

—   Местные власти должны оценить демографическую ситуацию в ее развитии и сделать вывод, насколько данная школы будет соответствовать требованиям современного образовательного процесса, — говорит Михаил Корешков.
Однако до местных властей достучаться оказалось сложно.
—  Вы сейчас собираетесь и ломаете голову, как закрыть школу, а не как ее сохранить, — просит услышать глас народа родитель Илья Охотников. — Подумайте же, что сделать, чтоб сохранить! Или примите от нас готовое решение: сократите свои штаты — вот вам и будет экономическая выгода. А то аппарат чиновников плодится, а школу отправляют на умирание! Мы не верим, что выхода нет.

По закону, повлиять на решение властей может деревенский сход — без его согласия школу закрыть было бы нельзя. К сожалению, чтобы получить статус сельского схода, селянам не хватило кворума. Но жители Панфилово и окружающих населенных пунктов не собираются отступать: среди путей воздействия называются митинги, пикеты и даже голодовки. А в письме, направленном руководству области, звучит большая человеческая просьба: «В деревне есть малыши — будущие первоклассники. Есть дети в деревне — значит, и школа должна быть, чтобы не превратить деревню в «медвежий угол»… Мы очень надеемся, что вы поможете нам и нашим детям!»

Ирина Дубиневич