Общество и бизнес должны участвовать в профобразовании

корешковПрофессиональное образование претерпевает значительные перемены. Принятый федеральный закон «Об образовании» включил в себя большой блок, посвященный этой образовательной ступени. В будущем планируется уделять больше внимания обновлению технической базы подготовки специалистов и ориентироваться на потребности современного производства. О том, как этот процесс будет осуществляться в регионе-33, нам рассказал директор областного департамента образования Михаил Корешков.

—  Михаил Викторович, как будет строиться работа по развитию профессионального образования и каких успехов уже удалось добиться, в том числе, благодаря реализации программы модернизации отрасли?
— Сегодня почти 90 тысяч молодых людей нашей области в возрасте от 14 до 25 лет получают профессиональное образование в 91 разноуровневом государственном и негосударственном учреждении профессионального образования. Потребности экономики региона в квалифицированных кадрах за последние годы существенно изменились. Это связано с положительными тенденциями, которые мы можем наблюдать в различных ее отраслях. Поэтому главная задача, стоящая сегодня перед системой профессионального образования, — грамотно реструктуризировать сеть с учетом создания многопрофильных и многоуровневых учреждений профессионального образования, тесно связанных с крупнейшими предприятиями региона, развернуть на их базе студенческие кампусы, обеспечивающие образовательную миграцию.

Департаментом образования администрации области при активном участии советов директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, совета ректоров вузов области, наших социальных партнеров создан определенный задел в системе профессионального образования, позволяющий отрасли выйти на решение задач, которые стоят перед нами. Это, прежде всего, реальные изменения в системе профессиональной школы области.

В ходе реализации программ по модернизации отрасли с 2007 по 2012 годы в отрасль удалось дополнительно привлечь более 600 млн рублей. Указанные средства были направлены на укрепление и модернизацию учебно-производственной базы учреждений (закуплено 849 единиц современного лабораторного и программно-методического оборудования), повышение квалификации педагогических работников (240 человек), подготовку к открытию новых образовательных программ (34 программы).

—  Но, конечно, это далеко не все, что удалось достигнуть благодаря модернизации отрасли?
—  Конечно. Нам удалось сохранить подготовку по наиболее востребованным в области 87 рабочим профессиям; открыть в областных учреждениях профессионального образования 19 новых образовательных программ и 62 краткосрочные программы для обучения взрослого населения: сохранить и расширить на 12% подготовку по инженерным специальностям и остродефицитным профессиям машиностроения и металлообработки;
стабилизировать трудоустройство выпускников учреждений начального (72%) и среднего (75%) профессионального образования и снизить до 2,1% долю выпускников, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных.

Кроме этого, в области созданы шесть многоуровневых учреждений — колледжей, девять ресурсных центров по приоритетным отраслям экономики региона, три областных центра содействия трудоустройству выпускников, Центр профессиональной ориентации детей и молодежи на базе областного Центра дополнительного образования, Центр сертификации профессиональных квалификаций на базе завода «Автоприбор», ресурсный центр для отрасли «Наноиндустрия» на базе ВлГУ, Центр мониторинга перспективной потребности отраслей экономики области в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах на базе
Владимирского государственного университета, систему многоуровневой корпоративной подготовки кадров на базе завода «Автоприбор» по приоритетным направлениям развития экономики области (сфера наноиндустрии).

Эти изменения осовременили систему, повысили интерес к ней со стороны потребителей услуг: работодателей и молодежи.

—  То есть наши работодатели стали проявлять больше интереса к нынешним молодым специалистам?
— Да, уже можно говорить о том, что принятые меры изменили систему профессионального образования во Владимирской области, приблизили ее к так называемой «корпоративной модели», которая предусматривает активное участие общественности и бизнеса в развитии профобразования. Уверен, что необходимо и впредь развивать устойчивые взаимовыгодные связи бизнеса, лидеров экономики региона и учреждений -лидеров профессионального образования. Ведь без системной работы с бизнес-партнерами система профессионального образования обречена на консервацию и последующую стагнацию. Сегодня наши предприятия — главные потребители того, что производим мы, — кадров для экономики регионов.

—  А какие предприятия региона уже ведут активную работу с учреждениями образования?
— В этом направлении следует отметить работу завода «Автоприбор», профессионального лицея №9 и Владимирского авиамеханического колледжа. Здесь нам удалось создать систему многоуровневой корпоративной подготовки кадров на базе «Автоприбора» по приоритетным направлениям развития экономики области.

Положительным примером может также служить открытие на базе Ковровского промышленно-гуманитарного техникума совместно с Ковровским электромеханическим заводом регионального технического образовательного центра для подготовки наладчиков и операторов станков с ЧПУ, взаимодействие профессионального лицея № 40 Владимира и сети супермаркетов области, Ковровского лицея сервиса и технологий и ОАО «Сударь» и ОАО «Аскона», Гусь-Хрустального технологического техникума и ОАО «Гусар», ПУ № 10 и Горьковского отделения РЖД, ПУ № 1 и ОАО «Завод им. Дегтярева» в Коврове.

Надо помнить, что качество профессионального образования — это результат не только системы образования и действий властей, оно также отражает ситуацию на рынке труда, поскольку, если обучение не приведет к хорошо оплачиваемой работе, его едва ли можно назвать качественным.

Юлия Денисова