Музыка их связала…

Крушельницкие6В столице Забайкалья городе Чите супруги Крушельницкие уже много десятилетий известны едва ли не каждому интеллигентному человеку. В смутную трагическую пору гражданской войны и послевоенной разрухи они основали народную оперу и первую в этом городе музыкальную школу.

Когда люди мечтали о хлебе и дровах для печки, в пору междоусобной брани, Лука и Александра Крушельницкие оставались верны искусству и мечтали об открытии музыкального учебного заведения. И, как ни странно, в столь, казалось бы, неподходящее время им удалось реализовать свои задумки. Основанная супругами музыкальная школа работает в Чите до сих пор.

Хотя биографии Крушельницких историками изучены достаточно основательно, вплоть до последнего времени оставалось загадкой, где и при каких обстоятельствах они вступили в брак. И лишь совсем недавно удалось документально подтвердить: Лука и Александра Крушельницкие венчались в июле 1911 года в Суздале!

Пианистка из Суздаля
В Суздале родилась и выросла Александра Крушельницкая, в девичестве — Метельская. По рождению она принадлежала к духовному сословию. Ее дед Исидор Захарович Метельский в 1821 году окончил Волынскую духовную семинарию и длительное время служил настоятелем Николаевского собора в городе Кременец (ныне Тернопольской области Украины), где достиг сана протоиерея и получил известность в качестве церковного писателя. Он скончался в 1882 году. Отец Александры Федор Исидорович Метельский, тоже выпускник Волынской духовной семинарии 1871 года, более 30 лет служил преподавателем Суздальского духовного училища, где достиг чина статского советника. В Суздале 3 мая 1885 года у него родилась дочь Александра. С детства она отличалась любовью к музыке и обнаружила незаурядный талант пианистки.

Едва ли не самой первой из своего древнего города Александра Метельская окончила Московскую консерваторию, где обучалась в фортепианном классе у маститых профессоров Николая Егоровича Шишкина и Василия Ильича Сафонова. Среди наставников Метельской был и профессор Сергей Иванович Танеев — уроженец Владимира и знаменитый композитор.

После окончания консерватории с большой серебряной медалью, Метельскую пригласили в знаменитый Большой театр в Москве, где она несколько лет проработала концертмейстером. А потом встретила свою первую и единственную любовь — инженера Луку Крушельницкого…

Любовь с первого взгляда
Лука Александрович Крушельницкий в 1884 году окончил Императорское Московское техническое училище, получив специальность инженера-механика. Но этот «технарь» очень любил и тонко понимал музыку, обучался игре на скрипке в музыкальном училище Общества изящных искусств в Одессе и даже руководил духовным оркестром в Керченской крепости, где проходил военную службу. Лука Крушельницкий был на целых 26 лет старше Александры Метельской. Когда начался их роман, ему уже было 50, а ей всего лишь 24! Но столь большая разница в возрасте с лихвой возмещалась общими интересами и родством душ.

В июле 1911 года 52-летний коллежский асессор Лука Александрович Крушельницкий, занимавший в то время должность фабричного инспектора Тамбовской губернии, венчался с 26-летней девицей Александрой Метельской в Воскресенской церкви Суздаля. Этот храм прекрасно сохранился до наших дней и находится в самом центре города рядом с базарной площадью и торговыми рядами. Брак Крушельницких оказался на редкость удачен и счастлив.

В 1915 год у Лука Александрович получил назначение в Читу. Дом Крушельницких на Софийской улице в кратчайшее время стал центром музыкальной жизни столицы Забайкальского края. Там проходили домашние концерты, собиравшие многих любителей музыки. Ученик Александры Федоровны, Борис Николаевич Грязнухин, впоследствии работавший преподавателем в основанной Крушельницкими музыкальной школе, вспоминая о том времени, восхищался виртуозным мастерством своей наставницы: «С какой свободой исполняла она этюды Шопена, все сонаты Бетховена, рапсодии Листа!».

Крушельницкие и их единомышленники мечтали об открытии в Чите музыкального учебного заведения. Но время было крайне неподходящее для подобных начинаний. Город брали то красные, то белые, его пытался сделать центром своих владений самочинный атаман Семенов, потом партизаны и красные части выбили семеновцев. В Чите поочередно свирепствовали то белая контрразведка, то ЧК, тысячи людей гибли в кровавой мясорубке. Однако репутация Крушельницких была столь высока, что на них ни у кого не поднялась рука.

Дело жизни
Еще не закончилась гражданская война на Дальнем Востоке, как Крушельницкие вновь стали хлопотать об открытии «народной консерватории» в Чите. В 1921 году Совет Министров существовавшей тогда буферной Дальневосточной республики удовлетворил ходатайство Крушельницких. И «народная консерватория» в Чите появилась. Лука Александрович был назначен ее заведующим и преподавателем по классу скрипки, а Александра Федоровна — ведущим педагогом по классу фортепиано. Их коллегами и единомышленниками стали десятки образованных музыкантов и хормейстеров, которые стали работать педагогами нового учебно-музыкального учреждения. Первый урок в консерватории состоялся 21 марта 1921 года в присутствии членов Правительства ДВР.

Как отмечали современники, супруги Крушельницкие и их соратники работали в лучших профессиональных традициях, полученных в наследство от своих учителей. Они прививали дух интеллигентности в искусстве и в обыденной жизни. В 1923 году консерваторию реорганизовали в музыкальный техникум. На долю его коллектива выпало немало испытаний. Приходилось заниматься при недостатке дров в холодном нетопленом здании, не хватало музыкальных инструментов, часто задерживалась выдача зарплаты. Тем не менее, именно с «народной консерватории» и музыкального техникума ведет свою историю нынешняя Читинская государственная консерватория.

В 1925 году местные власти закрыли музыкальный техникум, выделив из него музыкальные классы, закрепленные за одной из городских школ. Но к 1930 году Александра Крушельницкая добилась открытия специализированной Читинской музыкальной школы с классами фортепиано, скрипки, виолончели и пения — теперь это читинская Центральная детская музыкальная школа имени Б.Г.Павликовской. В школе царила особая доброжелательная, почти домашняя атмосфера. Детей там учили не только музыке, но и обычным школьным предметам и даже кормили в уютной школьной столовой.

Деятельность Александры Крушельницкой не ограничивалась преподаванием. Она давала фортепианные концерты в качестве пианистки, инициировала постановку на сцене Читинского театра (ныне Забайкальский краевой драматический театр) классических оперных спек так лей «Пиковая дама», «Русалка» и «Кармен».

Существуют данные, что перед Великой Отечественной войной Александра Федоровна Крушельницкая (ее супруг к тому времени уже скончался) на некоторое время возвратилась на свою историческую родину во Владимирский к рай и да же работала педагогом по классу фортепиано в Ковровской музыкальной школе, основанной в 1939 году. Потом она вернулась в Читу, ставшую для нее вторым домом. Там она преподавала в созданной ею музыкальной школе вплоть до выхода на пенсию в 1956 году. Замечательная пианистка, талантливый педагог и неутомимый просветитель Александра Крушельницкая скончалась 7 июля 1967 года в Чите на 83-м году жизни. Сибиряки чтут память супругов Крушельницких. Негоже и нам забывать о них.

Николай Фролов

На фото: Центральная детская музыкальная школа имени Б.Г. Павликовской в Чите продолжает традиции, заложенные супругами Крушельницкими