Когда пропадает страх

пешеходный переход«Русского побей — часы сделает» — есть такая поговорка. С одной стороны, она, конечно, говорит о потенциальных возможностях нашего человека. С другой — о необходимости репрессивных мер, чтобы эти качества раскрыть. Когда речь заходит о дорожной тематике, то там тоже вечный спор двух методов «воспитания» водителя и пешехода: одни говорят, штрафами нужно воспитывать, другие — словом, примером, профилактикой.

Представляю, как обрадуются сейчас сторонники второго воззрения. Почему? А потому что по результатам недавнего исследования местной ГИБДД, эффект от повышения штрафов, то есть репрессивного метода «воспитания» участников дорожного движения, со временем исчезает. Спустя максимум три года водители (это, в первую очередь, их касается) точно так же нарушают правила, как до введения «драконовских» мер.

Исследования ГИБДД довольно обширны, там есть масса интересных наблюдений, но для наглядности мы решили взять три нарушения правил дорожного движения, которые, во-первых, распространены, во-вторых, чаще других приводят к плачевным последствиям и, в-третьих, вследствие всего ранее перечисленного являются резонансными. Это: езда в пьяном виде, без ремня безопасности и детских кресел, а также непредоставление преимущества движения пешеходу.

Дыша перегаром
Итак — пьяный водитель, бич дороги, гроза пешеходов и так далее. Сколько бы эпитетов мы ни приводили, какие бы кары ни сулили, этих странных ребят, что, залив глаза, садятся за руль, по-прежнему много. Ежедневно во Владимирской области инспектора ДПС задерживают по 35-40 нетрезвых лихачей за баранкой.

Порой цифра доходит до 80 (!). Вдумайтесь только — несколько десятков потенциальных убийц (вряд ли меня упрекнут за резкость такой формулировки) ежедневно колесят по нашим дорогам. Наиболее «урожайные» дни, как правило, приходятся на праздники и выходные.

Что особенно плохо? По сравнению с предыдущими годами статистика по данному нарушению меняется в сторону увеличения! И это происходит несмотря на ужесточение ответственности. Просто последнее усиление «репрессивных» мер произошло несколько лет назад. После их введения, да, действительно, отмечалось снижение числа пьяных водителей. А потом испуг прошел, и излишне уверенные в себе мужички («Что будет со ста граммов?») вновь летят по трассе, дыша перегаром.

— За вождение транспортным средством в состоянии опьянения определена жесткая мера наказания — до 2 лет лишения права управления. При повторном нарушении возможен административный арест сроком до 15 суток. Существенно ужесточили наказание виновных в ДТП со смертельным исходом. Эти меры работали первых два года. А сейчас мы снова видим рост по данным нарушениям, — говорит начальник управления ГИБДД МВД области Александр Назаров.

Около 11% опрошенных ГИБДД уверены, что ответственность водителей необходимо уже-
сточить, еще 4% заявили, что нужно усилить борьбу с пьяными водителями. Треть респондентов считают, что система наказаний лишь поощряет чувство безнаказанности. Более того, по данным опроса, сохраняется высокий уровень недовольства жителей области действующей системой административных наказаний за нарушение ПДД. 35% опрошенных жителей говорят, что за последние 5 лет, когда произошли существенные изменения правил дорожного движения, состояние БДД не изменилось.

К слову, на федеральном уровне вновь обсуждается законопроект об ужесточении ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Предлагается, в частности, ввести уголовные сроки для водителей, которые, будучи лишенными прав, сели за руль в нетрезвом состоянии.

Кресло — в багажнике
Общее мнение полицейских — штраф за отсутствие удерживающего устройства для детей должен быть равен цене детского кресла, то бишь 5 000 рублей. Инспектора ГИБДД, ежедневно выезжающие на ДТП и видящие последствия беспечности людей, считают это сегодня самым актуальным вопросом.

Степень тяжести травм вырастает в разы, если ребенок не находится в детском кресле или пассажир не пристегнут ремнем. Любопытно, что при опросе 71% граждан уверяют, что пристегиваются ремнем безопасности. При этом доля респондентов, привлекавшихся к ответственности за неиспользование ремней безопасности, по-прежнему высока
— 17%.

Абсолютное большинство граждан соглашаются с тем, что ремни безопасности и детские удерживающие устройства помогают сохранить жизнь, или, по крайней мере, снизить тяжесть травм и ранений при ДТП.

А помните, как суетились родители, когда правила, касающиеся детских кресел в автомобиле, только-только были введены? Как выбирали, покупали, обменивались информацией на форуме: где приобрести кресло дешевле, где красивее, да какие «навороты» на это детское место можно установить… Но вот прошло несколько лет: кресла в машине если и есть, то пристегнуть ребенка ремнем — это уже трудно.

— Мы же тихо ездим, —  оправдывают свое легкомыслие молодые супруги Александр и Оксана. — У нас на Судогодском шоссе утром и вечером пробки — не разгонишься. Поэтому и детей как-то не стали пристегивать.

Многие же и вовсе кресла задвинули в багажник — пусть-де полежат. А там, глядишь, и не нужны станут: детки-то растут.

Кто главней на дороге
Пешеходы — те тоже не сахар. Хотя согласно опросу 66% из них твердо уверены, что хорошо знают правила дорожного движения. Однако число ДТП, совершенных по вине пешеходов, по-прежнему высоко. Да и других нарушений хватает.

В ходе исследований людей спрашивали, почему они перебегают дорогу в неположенном месте и на запрещающий сигнал светофора. В числе главных причин было названо легкомыслие и недисциплинированность, а также чувство безнаказанности. Штраф в 200 рублей, введенный несколько лет назад, теперь мало кого пугает.

— Какой штраф? — отмахнулась рукой женщина, перебежавшая дорогу напротив остановки
«Всполье» во Владимире. —   Здесь все ходят, и я пошла.

Видимо, сумма в 800-1000 рублей за непредоставление дороги пешеходу, перестала пугать и водителей. Как только эти штрафы были введены, пешеход чувствовал себя королем: ступила нога на дорогу, машины по тормозам: «Милости просим!». А нынче извините: порой настоишься на «зебре», глядя, как проносятся мимо ревущие автомобили.

Есть, правда, два оправдательных факта и для пешеходов, и для водителей. Если в 2010 году по вине пьяных пешеходов произошло 151 ДТП, то в 2012 году —  88. То есть пешеход у нас стал «трезветь». А что касается автолюбителей — снизилось общее количество наездов на пешеходов: с 991 аварии в 2011 году до 792 в 2012 году. Уже хорошо.

Что всему виной?
Главной причиной возникновения ДТП респонденты назвали плохое состояние улиц и дорог. Треть опрошенных уверены, что если чаще и качественнее ремонтировать дороги, регулярно чистить зимой, то аварийность резко снизится.

Любопытно, что жители по-прежнему считают, что ответственность за обеспечение безопасного дорожного движения лежит на ГИБДД, а роль местной исполнительной власти отметили лишь 19% опрошенных. Хотя в действительности план работ по ремонту дорог, замены знаков, нанесению разметки, уборке территорий составляют и оплачивают муниципалитеты. Возможно, если бы жители области адресовали свои письма туда, а не в ГИБДД, тогда бы от жалоб и обращений был больший эффект.

Так что же эффективнее — репрессии или внушение?

— Только угрозой наказания проблему не решить, — уверен начальник управления ГИБДД МВД области Александр Назаров. — Нужно формировать разумное общественное мнение к нарушениям. Вместе с тем продолжать ужесточать ответственность необходимо. К примеру, пьяным водителям, по чьей вине погибли люди, нужно увеличить срок уголовной ответственности до 15 лет. И судья будет рассматривать каждый конкретный случай, кто и почему выпил за рулем и к каким последствиям это привело.

Анна Тумановская