Думали, что никогда уже не найдут — но чудо всё-таки случилось. Муромские историки снова удивляют сенсационными открытиями. В одном музейном подвале эксперты случайно наткнулись на часть надгробной часовни местного главы Алексея Ермакова, который стоял у руля Мурома в середине 19 века. Наталья Зобнина первой из журналистов увидела редчайший артефакт.
Девять ступенек туда, куда ещё не ступала нога журналиста. Именно здесь и была найдена сенсационная находка.
Подвал именитого в Муроме музея — Дома Зворыкиных. С прошлого года помещение на реконструкции — и это уже большая удача, что нашу съёмочную группу сюда пустили.
ЕЛЕНА СУББОТИНА, ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:
Естественно, что к подготовке для реконструкции этого здания проводили разборки — подготовку помещений. И вот во время разборки помещений подвальных фрагментами эта плита была извлечена.
Эта каменная плита непростая — настоящее сокровище. При её детальном рассмотрении оказалось, что это — часть надгробной часовни местного главы Алексея Васильевича Ермакова, который управлял городом в конце 19 века. Вот так выглядела та самая часовня в 1870-м году. Её возвели на средства супруги Ермакова — Марии Ефимовны, сразу после смерти Алесея Васильевича. В 30-х годах прошлого века часовенку разрушили, поэтому найденный историками артефакт до наших дней дошёл в аховом состоянии. Его собрали, как пазл. Но музейщики всё равно счастливы: главное — читаема надпись.
— Потомственному почётному гражданину, муромскому градскому главе, первой гильжии купцу и кавалеру — Алексею Васильевичу Ермакову. Благодарная супруга — Мария Ефимовна Ермакова. 1870 года.
ЕЛЕНА СУББОТИНА, ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:
Вот вы знаете, соприкаснулись, если не с самим Алексеем Васильевичем, то с его судьбой. А это год спустя после его смерти. А ему в этом году 250 лет. Для людей, много проработавших в музее — это много стоит.
Чем же так прославился Ермаков? Музейщики говорят, что если бы не он — не было бы в городе театра, детского приюта, который стал носить имя супругов. Не расширили бы богадельню, не устроили лечебницу, городскую библиотеку. Но самое-то главное — остались бы муромляне без водопровода.
ЕЛЕНА СУББОТИНА, ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:
Это очень важно! То, что в Муроме в одном из десяти русских городов водопровод был проведён и даже шёл на конфликт с губернским начальством, отстаивая право организации водопровода.
Памятную плиту, на которую наткнулись абсолютно случайно, надо срочно приводить в порядок. На это нужны миллионы рублей — раскошелиться на реконструкцию сенсационной находки местные власти пока не торопятся. Поэтому сколько ещё в таком вот состоянии пролежит плита — неизвестно. И ещё один серьёзный вопрос, который предстоит решить уже музейщикам — это понять, как находка всё-таки оказалась в подвале Дома Зворыкиных и сколько в нём пролежала…
Наталья Зобнина, Виктор Остроушко.