Ледяной поцелуй для снежной красавицы

5Уже второй год подряд люди со всего мира специально приезжают в маленький голландский городок Зволле (Zwolle), чтобы попасть в царство Снежной Королевы: здесь проходит Фестиваль ледяной скульптуры. В нынешнем году он посвящен сказкам братьев Гримм. Одну из ключевых фигур сказочной страны — Спящую Красавицу — создал известный владимирский скульптор Илья Шанин.

Лучшие в мире резчики по льду из Англии, Нидерландов, Ирландии, Канады, России, Латвии, Финляндии, Португалии и Чехии в течение двух недель создавали свои неповторимые сказочные образы. Для этого им пришлось обработать несколько тонн льда и снега, заранее подготовленных для этих целей организаторами грандиозного проекта. В результате под огромным черным шатром разместились Белоснежка со своими семью гномами, волк и семеро козлят, гуси-лебеди, матушка Зима , вытряхивающая из своей перины пушинки-снежинки, крысолов с волшебной дудочкой, избавивший город от грызунов, и другие персонажи братьев Гримм Есть здесь и сказочные замки , и даже гостиничные номера для тех, кто не боится ледяного холода.

Иисус, Гулливер и другие
Все наверняка помнят одну братьев Гримм — «Спящая Красавица», в которой принцесса, уколовшись веретеном, спала долгие годы, пока ее не нашел принц и не разбудил своим поцелуем.  Именно этот романтичный момент изобразил художник  И ничего, что принц — целиком изо льда, а принцесса — из снега,  ведь настоящая любовь способна растопить даже  самое холодное сердце. Рядом Илья изобразил поваренка, которого сон застал прямо во время приготовления обеда — ведь в сказке вместе с принцессой заснули все.

— Этот поваренок, которого я делал уже в самом конце, мне нравится больше всего, — говорит скульптор. —  Он мне как-то по-особенному близок. Думаю, что даже повторю его дома, уже из другого материала.

Илья Шанин знаменит не только во Владимире, но и далеко за его пределами своими потрясающими скульптурами из бронзы. А вот то, что он  делает из льда, снега и песка, —  это хобби, которое вошло в его жизнь десять лет назад.  В творческом багаже Шанина  — победы на престижных конкурсах ледовой и песчаной скульптуры, яркие выступления на фестивалях. Организаторы подобных проектов почитают за честь пригласить его для работы в очередном масштабном мероприятии и доверяют ему выполнять самые значимые скульптуры. Так, в прошлом году на этом же фестивале в Зволле, посвященном водным приключениям, шанинская фигура шестиметрового Гулливера, тянущего за собой кораблик, была признана лучшей не только организаторами фестиваля, но и его многочисленными зрителями — а их было более 150 тысяч! Сам же Илья считает самой сложной и самой впечатляющей своей работой ледяную скульптуру Иисуса, которую он выполнил в 2006 году на фестивале, посвященном 400-летию со дня рождения Рембрандта.

В этом году композиция по мотивам «Спящей красавицы» получилась высотой более трех метров.  На создание ледяного принца ушла неделя.

— Я в голове держал несколько иную картинку, но когда приезжаешь на место, там все уже
подготовлено,  приходится подстраиваться, — рассказывает Илья.
Однако людям, которые часто приезжают на подобные проекты, достаточно просто что-то поменять по ходу.  Для меня уже была готова глыба снега — заготовка трона с лежащей на нем принцессой, рядом — глыба льда под принца. Правда, пришлось попросить льда прибавить: когда уже включился в процесс, я посчитал что мне необходимо больше роста принца.

Лед, снег, песок…
На  вопрос  о   том,  из  чего создавать скульптуры сложнее — из льда, снега или песка, Шанин отвечает, что капризнее всего все-таки лед.  Если к снежной или песчаной скульптуре, в случае чего, «можно что-то прилепить руками», то работа со льдом более всего напоминает работу с камнем: требуется точность.  Одно неверное движение — и можно все испортить.
—  Например,  самый разрушительный инструмент для льда — это шило, — делится секретами мастерства скульптор. — Если воткнуть длинное шило со всей силы даже в очень большую глыбу льда, шило приносит гораздо большие разрушения, чем даже пила: образуются трещины, и лед разваливается на куски. Но шило незаменимо, если, например, нужно сделать «воду». Если лед грубо наколоть и разложить на черную поверхность, он выглядит, как бурлящая вода. Впрочем, для меня работа со льдом не слишком трудна, технология отлажена: сначала отпиливаешь небольшие куски пилой, потом острой стамеской делаешь пропорции фигуры, затем приступаешь к более тонкой работе — вырезаешь черты лица, складки одежды, детали…

Со снегом тоже могут возникнуть проблемы, если он плохо подготовлен, говорит Илья. Когда снег хорошо утрамбован, его не надо даже заливать водой — просто вырезаешь, и он ведет себя прекрасно. В этот раз снег плохо утрамбовали, поэтому приходилось применять особую технологию: снег просеивали через сито, забивали им поры вместе с водой и уже потом вырезали детали.

За десять лет, что Шанин участвует в проектах, в технологии кардинально ничего не поменялось: при работе с песком самый важный инструмент — лопата, при работе с льдом — пила и стамеска.
— Какие у меня были первые стамески — кошмар! — вспоминает Илья. — Но приходит опыт, начинаешь что-то менять, и сейчас у меня самый современный инструмент. Причем беру с собой самый минимум, потому что в аэропорту — весовой лимит, больше 20 кг не провезешь. Этого достаточно.

…а милее — бронза

— На подобные проекты, в сущности, ездит всегда одна и та же команда, все мы знаем друг друга много лет, — рассказывает скульптор. — В этот раз я встретился с моим хорошим приятелем, голландцем, я всегда с удовольствием наблюдаю за его работой. У него нестандартное мышление и необычное видение. Например, в этот раз он создал удивительную комнату: это был настоящий лес, а посреди леса — кровать в виде гнезда филина. Мастер каким-то непостижимым образом добился эффекта, как будто вся комната в тумане. Это было мое самое большое впечатление от всего проекта. Такие работы всегда интересны.

Большинство скульпторов ездят с проекта на проект.  Друзья Ильи сразу из Голландии уехали в Швецию делать знаменитый ледяной отель, который каждый год отстраивают заново. Чтобы попасть туда, они два года ждали приглашения, несмотря на то, что предложили уникальную технологию создания ледяной комнаты из сфер разных диаметров. Владимирцу такие проекты, как он сам признается, неинтересны — у него в жизни другие цели и приоритеты. Во Владимире у него мастерская где он осуществляет свои задумки в бронзе.

Когда создаешь красивую скульптуру, испытываешь очень позитивные чувства, -говорит Илья Шанин. — Главное, чтобы твоя работа трогала людей. Не зря ведь говорят: если произведение твоих рук может передать твои чувства другому человеку — значит, ты художник.

Ледяные сказки братьев Гримм будут радовать детей и взрослых всю зиму. В павильоне для этого поддерживается специальная температура, чтобы скульптуры не оплывали.
Красивая подсветка, дорожки, уголки для отдыха — здесь сделано все, чтобы каждый чувствовал себя гостем, попавшим  в сказочное ледяное королевство.

Ирина Дубиневич

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение