Идем в кино… на блокбастер

КиноПо итогам прошедшего года российские фильмы заработали всего 15% от общей кассы кинопроката. Такой неутешительной статистикой делится специализированное издание «Кинобизнес сегодня».

Львиную долю дохода дистрибьюторам, как и прежде, приносят блокбастеры из Голливуда. Вот и владимирские зрители отдают предпочтение разрекламированным фильмам с большими бюджетами. Но обо всем по порядку.

Наши в меньшинстве
В течение прошлого года кинотеатры России показали 343 фильма, из которых только 74 были российскими. Производители потратили на их создание 251 миллион рублей, а заработали свыше 5 миллиардов. Доля отечественного кино по сборам составила 15,1% от общей кассы, и это немного больше, чем в 2011 году, когда она равнялась 14,5%. Надо сказать, что всего лишь 16 российских картин смогли окупиться по итогам 2012-го.
Тенденция превалирования «импортного» кино четко прослеживается и во Владимире. В кинотеатре «Киномакс-Буревестник» в десятке самых кассовых фильмов прошлого года не нашлось место ни одному российскому фильму, в кинотеатре «РусьКино» доля отечественных картин составила 24% от общего числа фильмов, выпущенных в прокат. И только две российские картины — художественный фильм «О чем еще говорят мужчины» и анимашка «Иван Царевич и Серый волк» — смогли попасть в Топ-10, заняв, соответственно пятое и десятое места.

Что же делать с российским кино? Министр культуры Владимир Мединский намерен принять серьезные меры для поддержания отечественной киноиндустрии, если доля российских фильмов в прокате опустится ниже 18%. Так, он предложил отменить льготы по НДС на билеты на иностранные фильмы, либо ввести временные квоты для национального кино в кинотеатрах.

Точный прогноз
Пока не в силах исправить ситуацию и вкладываемые в российскую киноиндустрию бюджетные средства. Съемка фильмов — дело очень затратное, а российский зритель с большим удовольствием идет на боевики и триллеры, изготовленные за границей. Сборы фильмов в России на порядок меньше американских, причем в Америке, например, можно отлично зарабатывать на музыкальных фильмах, чего никак не скажешь о России. Самые доходные жанры в обеих странах примерно одинаковы: в лидерах -боевики и приключения, посередине — юмор, в отстающих — документальное кино.

Владимир лишь подтверждает эту статистику. По результатам проведенных опросов, в кинотеатре «РусьКино» владимирцы с удовольствием идут на боевики, приключения и семейные фильмы (35% из числа опрошенных); 25% — на детективы; столько
же — на драму и мелодраму, 20% ратуют за мультипликацию. И 20% являются поклонниками ужасов и триллеров. В кинотеатр «Киномакс-Буревестник» зритель идет на популярные саги, комедии, мультфильмы и фэнтези.

Впрочем, для специалистов определить успешность того ли иного фильма еще до его вы хода прокат не составляет труда.

— Основным критерием при отборе фильмов является его прогнозируемый кассовый потенциал, который формируется на основе результатов проката аналогичных картин, актерского состава, маркетингового бюджета на продвижение картины, ожиданий людей на специализированных сайтах и в социальных сетях, — объясняет директор по маркетингу комплекса «РусьКино» и «Пингвин» Илья Рождественский. — Прогнозируемый кассовый потенциал обычно публикуется в специализированных изданиях и является довольно точным для нашего рынка. Еженедельно в прокат выходит от 2 до 8 фильмов и всегда можно выделить лидеров, сделав небольшую поправку на специфику региона и кинотеатра.

Главное — реклама

По словам Ильи Рождественского, обычно репертуарный план кинотеатра формируется за 1-2 месяца до выхода фильма, однако возможна его корректировка. Зная список фильмов, кассиры отслеживают звонки и запросы посетителей, чтобы понять, насколько они совпадают с репертуаром кинотеатра. Самым ярким примером постановки фильма в прокат в «РусьКино», опираясь на запросы владимирцев, стала картина «Три метра над уровнем моря-2». Впрочем, есть у владимирского зрителя свои особенности.

— Из специфики нашего региона можно отметить ориентированность зрителя на блокбастеры (фильмы с большими бюджетами и рекламой), по таким фильмам посещаемость во Владимире и области выше в 3-4 раза среднероссийских значений, но в то же время фильмы со сложной режиссурой (в том числе авторское кино), малоизвестными актерами идут довольно тяжело, и посещаемость значительно уступает, особенно в городах-миллионниках. Спецификой нашего кинотеатра также является повышенный спрос на мультфильмы и семейное кино, так как у нас созданы условия для комплексного проведения отдыха, — говорит Илья Рождественский.

Топ-10 фильмов прошлогоднего проката «РусьКино» возглавил анимационный «Ледниковый период-4», на втором месте — мультбастер «Мадагаскар-3», замыкают тройку лидеров «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть вторая». Далее по списку — «Шерлок Холмс-2», «Иван Царевич и Серый волк», «Джон Картер», «Мстители», «Люди в черном», «Новый Человек-паук» и «О чем еще говорят мужчины». Для кинотеатра «Киномакс-Буревестник» успешным стало второе полугодие 2012-го. Самыми кассовыми фильмами оказались картины, показанные именно в этот период. Возглавляют список «Сумерки», второе место у «Хоббита», бронза — у «Агента 007. Координаты «Скайфол». Далее в десятке — комедия «Третий лишний», фантастический фильм «Облачный атлас», триллер «Темный рыцарь», «Джунгли», «Сайлент Хилл-2», «Монстры на каникулах», «Паранор. Явление-4» и «Хранители снов».

Особый подход
Особое место на рынке кино во Владимире занимает социальный кинотеатр общественной организации «Милосердие и порядок». Фильмы здесь показывают бесплатно, причем большинство картин — российские. Но и отбор фильмов здесь особый.

— Выбирая картины для проката, мы, во-первых, опираемся на потребности нашей аудитории -проводим анкетирование и опросы в социальных сетях, — говорит начальник отдела по киноконцертной деятельности ВПОО «Милосердие и порядок» Вероника Курникова. — Во-вторых, у нас существует ряд требований к конкретному фильму для той или иной аудитории. Например, учитывая специфику нашего кинотеатра, если это современный фильм-новинка, он не должен, как минимум, травмировать психику и внушать ложные ценности, как максимум — воспитывать вкус и пробуждать добрые чувства. Ну и, конечно, постоянно отслеживаем новинки кинопроката.

В 2012 году самыми востребованными жанрами в кинотеатре «Милосердие и порядок» стали комедия, фэнтези, драма, приключения. У детской аудитории популярностью, в основном, пользовались анимационные полнометражные фильмы: «Сезон охоты» (2-я и 3-я часть), «Иван Царевич и Серый волк», «Ледниковый период-4», «Шрек-3». У взрослых
—  «Фауст», «Дирижер», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Сломленные», «Моя безумная семья», «Няньки».

Также здесь отмечают растущий интерес владимирцев к авторским лентам.

—  Изначально авторскому и фестивальному кино в нашем кинотеатре было отведено особое место. Авторское кино — это кино не для всех. Над ним надо думать. Такие картины сразу часто непонятны, с каждым новым просмотром в них находятся новые грани, которые до этого были незаметны. Говорить о популярности авторского кино у владимирского зрителя можно исходя из того, что практически на все авторские кинопоказы зал социального кинотеатра полон. Например, после просмотра фильмов «Фауст» и «Дирижер» (на всех сеансах в зале не было ни одного свободного места) было очень много звонков и обращений с просьбой организовать дополнительные кинопоказы,
— говорит Вероника Курникова.

Юлия Денисова

 

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение