Есть еще в Приволье кому валенки валять

Валенки4Наряду с самоваром, блинами и матрешками валенки по праву считаются одним из исконных символов России. В стране с суровым климатом и долгой зимой без валенок порой просто не выжить.

Только хорошую валяную обувь найти нынче непросто. В старину Владимирский край был одним из центров выделки валенок всероссийского масштаба, однако сегодня этот древний промысел медленно умирает. И одно из немногих мест, где до сих пор изготавливают валенки ручной работы — деревня Приволье Камешковского района.

Вековые традиции
Валенками там занимается семейство Кочиных, которым секреты валяльного ремесла достались в наследство от бабушек и дедушек. И хотя в XXI веке их кустарное производство кому-то может показаться анахронизмом, потребность в традиционной обуви по-прежнему велика.

Мастерская по выделке валенок находится в обычном деревенском домике. Одна из комнат рядом с печкой почти наполовину завалена сырьем — легкой и теплой овечьей шерстью. Шерсть для будущего валенка нужна не абы какая, а только от овец особой романовской породы. Эта порода была выведена еще в XVIII столетии в хозяйствах Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии и широко распространилась в центральных и поволжских губерниях. Романовских овец называют гордостью российского овцеводства. Не будь их — не было бы и хороших валенок. Мастера покупают шерсть у селян из разных районов нашей области, а также из соседнего Ивановского региона, но в последние годы найти качественную шерсть трудно: овец держат преимущественно частники, и то все меньше и меньше.

— У меня валенками много лет занимались дед и бабка — Николай Иванович и Людмила Федоровна Манушины, — рассказала потомственная валяльщица Ольга Петровна Кочина. — Им же, в свой черед, приемы этого ремесла перешли о т и х дедов. Сохранились материалы местного земства, которое исследовало крестьянские промыслы в начале 1900-х. Валяльный промысел в ту пору считался своего рода специализацией жителей нашей деревни и дальнейшее развитие получил в середине XX века. До перестройки в Приволье даже действовала небольшая сапого-валяльная фабрика, в 1990-е годы прекратившая существование. Был еще кооператив по производству валенок с романтическим названием «Уводь», но и он приказал долго жить. Сегодня во всей деревне — бывшем центре валяльного промысла целого уезда валенки уже почти никто сработать не сможет…

Секреты ремесла
Считается, что валенки ручной выделки не идут ни в какое сравнение с фабричными. Ольга Кочина, которой довелось поработать на фабрике и в кооперативе, подтверждает: правда. В чем же разница?
— На фабрике при массовом поточном производстве для удаления из шерсти растительной примеси (репейника, сухой травы) сырье обрабатывали серной кислотой —  это называлось процессом карбонизации, —  поясняет мастерица.

— Обувной войлок после такой обработки промывали водой для удаления кислоты не менее 6 раз, но от этого заготовка становилась слишком жесткой. А валенки, изготовленные вручную из перебранной шерсти, получаются мягче, можно даже сказать — нежнее, так как кислоту мы никогда не используем. Такие валенки более ноские и гораздо более удобные.

С чего же начинаются привольевские валенки? Сначала шерсть разбирают и тщательно очищают от попавшего мусора. Потом черед шерстобойной машины — это единственная механизация, хотя сама техника уже довольно старая. При этом шерсть-сырье наматывается на валик. Так получается полка -заготовка для будущего валенка. Она кладется в повал — подобие длинной тряпки, заматывается, мочится водой и потом катается вручную. Раскатка продолжается примерно 15-20 минут — это зависит от качества шерсти. В результате получается более плотная основа, подобие войлока. Из нее делается так называемый сапог -сростка, прокладываются тряпки, выделывается задник. Чем больше размер валенка, тем больше на него требуется шерсти. Потом срощенные сапоги вновь выкатываются вручную — около получаса. Затем тряпки вынимаются, и заготовка тщательно проверяется. Необходимо, чтобы не было никаких тонкостей и неровностей. Ну а дальше — стирка!

Стирка — дело мужское
Роль Александра Леонидовича Кочина, по профессии и месту работы — лесника, на первый взгляд, несколько необычна для представителя сильного пола. Он — главный специалист по стирке. Однако стирка валенок — особая. Тут требуется грубая мужская сила и сноровка. Продолжается такая стирка долгих полтора, а то и целых два часа, причем в качестве орудий труда применяются старинные валек и скалка.

Местом стирки служит неказистая с виду деревенская баня, как нельзя лучше подходящая для подобного «техпроцесса». Если над ней в морозное небо высоко поднимается густой столб дыма — значит, стирка в разгаре. Но попытка запечатлеть данную операцию оказалась безуспешной: внутри бани все окутано густыми клубами пара.

Стирка требует не только физической силы, но и точности. Нельзя ни перестирать, ни недостирать, иначе брак. Валенок должен дать необходимую усадку — не больше и не меньше.
—  У меня — теплое место, — шутит Кочин. — Да и почти каждый день
—  банный! А вообще подобная работа, конечно же, требует опыта. Но нам не привыкать…

А напоследок — побрить
Хорошо постиранный валенок насаживается на особую деревянную колоду и отправляется прямиком в натопленную березовыми дровами печь — на сушку. Там почти готовый валенок оставляют почти на целые сутки. На следующий день, высушенный, он вынимается из печи. Теперь он готов для… бритья. Для носки он слишком лохматый, поэтому его необходимо привести в товарный вид.

— Раньше после сушки мы чистили валенки пемзой, а теперь используем специальное приспособление, — пояснила Кочина. — После бритья валенок в принципе готов, хотя при необходимости его еще можно украсить цветной вышивкой или меховой оторочкой. Тут уж дело вкуса. При необходимости можно использовать разные декоративные элементы. Да и сами валенки в зависимости от используемой шерсти и ее обработки получаются разных оттенков: не только темные или серые, но и парадные белые.

Если делать мужские валенки, то в день мастерам Кочиным удается сработать две пары. Промысел сезонный, изготовлением валенок обычно занимаются с осени и до начала весны. Работа в общем тяжелая и на любителя. Но Ольга и Александр продолжают вековые традиции жителей Приволья. Сто лет назад в этой деревне насчитывалось 54 двора, в большинстве которых валяли валенки. Теперь этим традиционным для селян делом занимаются лишь Кочины.

У руководителей учреждений культуры и музейщиков нашего региона уже есть задумки привлечь мастеров для организации кружка валяльщиков для сельской молодежи, а также провести с их участием большой праздник валенка. Глядишь, у умельцев и смена появится. Иначе будет очень обидно, если исконный владимирский промысел станет лишь достоянием истории.

Николай Фролов

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение