Дорогу скатертью обеспечат новые технологии

дороги5В России стартовал федеральный пилотный проект «Инновационные дороги». Цель его — повысить качество дорог и срок их службы путем применения инновационных технологий.

На реализацию проекта направят 100 млрд рублей. Пока в список его участников наш регион не попал, но, по заверениям чиновников, во Владимирской области уже успешно применяется ряд инновационных технологий. Вот только масштабы работ пока не велики.

В погоне за вечностью
Реализация проекта «Инновационные дороги» призвана увеличить долговечность дорог в 3-5 раз, сократить потребление энергии в 10-15 раз, уменьшить массу конструкций, в частности, мостов и ограждений в 3 раза. И главное — в разы сократить число аварий, их тяжесть и смертность водителей и пешеходов. Акцент ставят на инновационную дорожную «одежду». Это использование дорожной сетки и арматуры, сделанных из базальта или стеклопластика. Такой состав асфальтовых смесей спасает от трещин и разрушений, повышает прочность, улучшает сцепление, снижает вибрацию. Также геотекстиль улучшает показатели асфальтовых покрытий. Между прочим, сетку из базальта для дорожных работ еще лет 20 назад начали выпускать в нашей области, на предприятии «Судогодское стекловолокно». Эту продукцию применяли при строительстве МКАД.

Особенное внимание в рамках проекта уделят освещению дорог. В лампах освещения, в светофорах установят экономичные светильники, в том числе светодиоды. Кроме того, все светильники будут автономны, питаться не электроэнергией из сети, а за счет энергии солнца, запасенной в аккумуляторе в дневное время. Кроме того, включать и выключать свет в зависимости от естественной освещенности должна интеллектуальная система управления.

Наиболее важным направлением проекта станет разработка и запуск интеллектуальной системы управления транспортом. По дорогам установят датчики, камеры, которые наравне с системой ГЛОНАСС станут следить за потоком транспорта и состоянием дорожной сети. Эти сведения помогут бороться с пробками, уменьшить число аварий, в особенности по вине неудовлетворительных дорожных условий.

В ближайшее время ответственные ведомства объявят конкурс на лучший проект «инновационных дорог». Победители получат право реализовать свои разработки уже в этом году в трех территориях: Татарстане, Рязанской области и Москве. Наиболее удавшиеся по итогам года работы растиражируют по другим территориям.

Разные направления
Последние несколько лет в нашей области активно используются в дорожном хозяйстве инновационные технологии и материалы. Наиболее инновационный проект — вантовый мост через реку Оку в Муроме. Это первый в России мост с трехпилонной вантовой системой (из монолитного железобетона) в русловой части. Даже спустя 30 лет успешной службы его не придется закрывать на плановое обслуживание конструкций, все работы можно будет выполнить в рабочем режиме.

Инновационные светильники на солнечных батареях и светодиодные светильники широко используются на территории области. Они не мерцают, экономичны, включаются в сумерки или при появлении пешехода или автомобиля.

Их производят на ковровском предприятии. Подобные светодиодные светильники установлены на транспортной развязке на автодороге Владимир-Муром-Арзамас, на мостовом переходе через Оку.

Такая инновационная дорожная «одежда», как щебеночно-мастичный асфальтобетон (с более высоким содержанием щебня), опробована на многих дорогах области. Литой асфальтобетон, позволяющий работать при низких температурах, долговечный и водонепроницаемый материал, применялся на мосту через реку Тара в поселке Мстера Вязниковского района, а также для ямочного ремонта автомобильных дорог Александровского района.

Широкое распространение получила шероховатая поверхностная обработка дорог. Материал укладывают поверх дорожного слоя, тем самым обеспечивая ему водонепроницаемость и износостойкость. Правда, среди водителей эта технология сыскала дурную славу. На дорогах по направлению в Суздаль и Муром десятки автомобилей пострадали от гравия и щебня, вылетевшего из-под колес попутных машин.

В городе Радужный функционирует завод, выпускающий активированную резиновую крошку, которая используется при приготовлении литых асфальтобетонных смесей для ямочного ремонта. К примеру, такие материалы использовались на автодорогах Александровского района.

Новое направление — геосинтетические материалы, которые существенно влияют на крепость дорожных конструкций, насыпей, откосов, оснований. Так, геосетки использовались на усиление земляного полотна при строительстве обхода в Муроме, в ходе реконструкции дороги Владимир-Муром-Арзамас, на дороге Колокша-Кольчугино-Александров-В.Дворики.

Все эти инновационные технологии дают хороший эффект. Дорожники отмечают, что на участках, где они применялись, реже образуются ямы и трещины. Увы, объемы работ не те. Материалы нового поколения недешевы, их использование становится возможным только при участии федерального финансирования. Площадка Владимирской области как нельзя лучше подошла бы для реализации проекта «Инновационные дороги», уверены местные чиновники. Производители инновационных материалов есть, специалисты по их укладке уже имеют приличный опыт, а дорожная сеть, в частности участки федеральных трасс, давно нуждается в модернизации.

Под зорким оком
Помимо инновационных решений в области дорожной инфраструктуры, согласно проекту, необходимо создать интеллектуальную систему для контроля за ситуацией на трассах. Так, во Владимирской области работа в этом направлении уже ведется — накануне нового года открылся региональный навигационно-информационный центр мониторинга транспорта.

С 1 января 2013 года городской пассажирский и грузовой транспорт, перевозящий опасные грузы, должен быть оснащен системой ГЛОНАСС. Все данные с транспорта будут стекаться в этот центр мониторинга. Автобусы, ездящие по межмуниципальным (к примеру, Владимир-Муром) и пригородным маршрутам на 100% оборудованы навигационной техникой. С городскими маршрутами, особенно в районах, дела обстоят хуже.
Система ГЛОНАСС — дорогостоящее оборудование, которое могут позволить себе только крупные перевозчики. К примеру, компания «Бигавтотранс» поставила это оборудование на все автобусы. С Нового года за нарушение требований закона деятельность предприятий может быть приостановлена.

В этот центр мониторинга в перспективе также будет поступать информация со всего спецтранспорта и транспорта, задействованного в обслуживании населения: это машины скорой помощи, школьные автобусы, мусоровозы, уборочная техника.

КСТАТИ

Во Владимирской области развитие дорожной сети осуществляется за счет средств дорожного фонда, который наполняется путем сбора транспортного налога. С каждым годом объемы финансирования растут. В 2013 году акцент сделан на капремонт дорог общего пользования, в прошлом году больше средств выделяли на дворовые территории.

ЦИФРА

Во Владимирской области 53% дорог не отвечают нормативным требованиям. В
прошлом году этот показатель был на уровне 65%.

   2013                                                         2012

Объем средств                                                                          3800                                                          3300
Капремонт дорожной сети на

территории области (дорог, мостов, остановок) 859                                                           360
Субсидии муниципалитетам                                             723                                                          692
Капремонт дорог                                                                      343                                                          272
Проектирование и строительство                                  190                                                          163
Капремонт дворовых территорий                                   190                                                          258

Анна Тумановская

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение