Обучение должно учитывать потребности экономики

Профессиональное образование надо сориентировать на потребности современного производства. А для этого — обновить техническую базу подготовки специалистов. Что делается в нашей области в этом направлении?

Рабочие кадры решают все

Приоритет следующего десятилетия — создание инновационной экономики — ставит новые задачи перед системой профессионального образования. Правильно спрогнозировать направления развития новой структуры экономики и общества, найти адекватные им механизмы подготовки кадров — вот сегодня главная цель училищ и колледжей.

— Основная задача, поставленная перед системой профобразования нашего региона, — грамотно реструктуризировать сеть техникумов и колледжей с учетом создания многопрофильных и многоуровневых учреждений, тесно связанных с крупнейшими предприятиями региона, и развернуть на базе этих учреждений студенческие кампусы, обеспечивающие образовательную миграцию, — прокомментировал «Призыву» директор департамента образования Михаил Корешков.

Департамент образования при активном участии советов директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, совета ректоров вузов области, своих социальных партнеров создал определенный задел в системе профессионального образования области, позволяющий ей выйти на решение данных задач. Впервые в систему профобразования реально пошли дополнительные финансовые ресурсы из федерального бюджета
и внебюджетных источников.

Прежде всего, реальные изменения произошли в рамках модернизации системы профессиональной школы. При реализации нацпроекта «Образование» в 2007-2010 годах (в нем участвовали Александровский промышленно-гуманитарный колледж, Никологорский аграрно-промышленный техникум, Ковровский промышленно-гуманитарный техникум, Гороховецкий промышленно-гуманитарный колледж, профессиональный лицей № 9 г. Владимира), а также в ходе программы модернизации профобразования в 2011-2012 годах региону удалось дополнительно привлечь более 600 млн рублей. Эти средства были направлены на укрепление и модернизацию учебно-производственной базы учреждений.

Так, для техникумов и колледжей было закуплено 849 единиц современного лабораторного и программно-методического оборудования. Около 240 педагогических работников повысили свою квалификацию. А сами учреждения подготовились к открытию 34 новых образовательных программ.

Учащимся создают условия

Впервые в области реализованы проекты поддержки ведущих учреждений. Три из них — победители областного конкурса учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (Вязниковский технико-экономический колледж, Гусь-Хрустальный технологический техникум, профессиональное училище № 2 г.Коврова) —   получили грант из областного бюджета на укрепление материально-технической базы в размере 1 млн рублей. Десять мастеров производственного обучения — победители областного конкурса — получили губернаторские гранты в сумме 40 тыс. руб. каждый.

Как результат, учреждениям удалось сохранить подготовку по наиболее востребованным в регионе 87 рабочим профессиям. Кроме того, не сокращая направлений подготовки, удалось открыть в учреждениях 19 новых образовательных программ и 62 краткосрочные программы для обучения взрослых. Сегодня обучаться и повышать квалификацию ежегодно могут более 5 тысяч жителей региона —  работников различных предприятий. Это значит, что данные специалисты станут более конкурентоспособны на рынке труда.

Помимо этого, департаменту образования удалось сохранить и расширить на 12% подготовку по инженерным специальностям и остродефицитным профессиям машиностроения и металлообработки. Еще одно достижение — трудоустройство выпускников учреждений начального и среднего профобразования стало стабильным (72 — 75%), а доля безработных выпускников снизилась до 2%. При этом число выпускников, получивших повышенные квалификационные разряды, увеличилось до 36,6 %.

Такие учреждения, как Александровский промышленно-гуманитарный колледж, Вязниковский технико-экономический колледж, Никологорский аграрно-промышленный техникум, Владимирский торгово-экономический колледж, Владимирский технологический колледж, Гусевский стекольный колледж, Гусь-Хрустальный технологический техникум, Ковровский и Муромский промышленно-гуманитарные техникумы, профессиональные лицеи № 40 и 9 г.Владимира, приобрели современный облик.

Одно из важных достижений — создание в регионе 6 многоуровневых учреждений — колледжей, 9 ресурсных центров по приоритетным отраслям экономики региона, 3 областных центра содействия трудоустройству выпускников, Центра профессиональной ориентации детей и молодежи на базе областного Центра дополнительного образования, Центра сертификации профессиональных квалификаций (на базе ОАО «Завод «Автоприбор», совместно с Агентством экономического развития области и областной Торгово-промышленной палатой). Кроме того, был создан ресурсный центр для отрасли «Наноиндустрия» в результате сотрудничества учреждений довузовского профессионального образования (ПЛ № 9 г.Владимира и Владимирского авиамеханического колледжа) на базе ВлГУ, а также Центр мониторинга перспективной потребности отраслей экономики области в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах на базе ВлГУ. Эффективна и созданная система многоуровневой корпоративной подготовки кадров на базе ОАО «Завод «Автоприбор» по приоритетным направлениям развития экономики области (сфера наноиндустрии).

Корпоративная модель

Все эти изменения усовершенствовали систему профобразования, повысили интерес к ней со стороны потребителей услуг — работодателей и молодежи. Система подготовки кадров приблизилась к так называемой «корпоративной модели», предполагающей активное участие общественности и бизнес-сообщества в развитии профобразования.

Сегодня подготовка профессиональных кадров невозможна без эффективного взаимодействия техникумов и колледжей с социальными партнерами. Ведь именно предприятия — главные «потребители» кадров для экономики. Готовить эти кадры учреждения должны в тесном партнерстве с работодателями, учитывая их требования к профессиональным умениям и навыкам выпускников.

Именно поэтому эффективное взаимодействие с работодателем — сегодня основная цель учреждений профобразования. Работодатель должен активно участвовать в разработке содержания и экспертизе программ техникума или колледжа, в стажировке мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, укреплении материально-технической базы, методах социального и материального стимулирования учащихся и педагогов.

Участие работодателей — это путь, который приведет к росту качества профобразования, а начинается оно с качества предоставления образовательной услуги в колледже и продолжается в достойной заработной плате выпускника на стабильном предприятии.

Такого эффективного взаимодействия уже добились ПЛ № 9 и Владимирский авиамеханический колледж, где создана система многоуровневой корпоративной подготовки кадров на базе завода «Автоприбор» по приоритетным направлениям развития экономики региона. Наглядный пример новой системы в действии — открытие на базе Ковровского промышленно-гуманитарного техникума регионального технического образовательного центра совместно с ОАО «Ковровский электромеханический завод» для подготовки наладчиков и операторов станков с ЧПУ. Еще один пример — взаимодействие ПЛ № 40 г. Владимира и сети супермаркетов области, ПУ № 16 г. Коврова и швейной фабрики «Сударь», а также ОАО «Аскона», Гусь-Хрустального технологического техникума и ОАО «Гусар», ПУ № 10 и Горьковского отделения РЖД, ПУ № 1 и завода им. Дегтярева в Коврове.

И следует ожидать, что молодые перспективные кадры, которые выйдут из стен этих учреждений, станут настоящими профессионалами своего дела, востребованными на рынке труда. А значит, эти парни и деву шк и гарантированно получат стабильные рабочие места, социальные гарантии и достойную зарплату.

КСТАТИ
Сегодня 88,7 тыс. молодых людей Владимирской области в возрасте от 14 до 25 лет получают профподготовку или профобразование в 91 разноуровневом учреждении. Процент охвата выпускников школ профобразованием: в системе НПО — 29-30%; в системе СПО — 42-43%.

Елена Певцова

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение