Как бытый прошел

В конце сентября в российский прокат вышел профинансированный кинотелекомпанией «Православная Энциклопедия» художественный фильм режиссера Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова «Орда».

Лента рассказывает о непростых взаимоотношениях Москвы (собственно, великого княжества Владимирского) и Золотой Орды в середине XIV столетия. Этот исторический кинороман, одним из главных героев которого является митрополит Московский Алексий (Плещеев) — наставник Дмитрия Донского, снимался летом 2010 года неподалеку от деревни Щекино Вязниковского района, на возвышенном берегу Клязьмы, рядом с городищем средневекового города Ярополч-Залесский — предтечи нынешних Вязников. Тогда на пустом месте за считанные недели выросла копия старой Москвы, необходимая для проведения натурных съемок: высокие деревянные крепостные стены с бойницами и проездными воротами, увенчанные островерхими тесовыми кровлями башни, терема и избы с резными петухами на коньках крыш. Туда даже щебеночную дорогу провели вместо прежней глинистой колеи.

Фильм «Орда» уже поучаствовал в конкурсной программе XXXIV Московского международного кинофестиваля, где был отмечен сразу двумя призами «Серебряный Георгий»: за лучшую режиссерскую работу и лучшую женскую роль. Ленту также показали на открытии ХХ кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге. Кинокритики оценили сагу о чудесном исцелении владыкой Алексием от слепоты татарской ханши Тай-дулы по большей части положительно.

На днях копии кинофильма «Орда» появились в Вязниках. Для жителей райцентра творение режиссера Прошкина представляет интерес вдвойне: в кадрах можно увидеть не только родные с детства места, но и лица своих земляков — немало вязниковцев участвовало в массовке. В связи с выходом в свет фильма возрос интерес и к месту близ Клязьмы, где рождался этот кинороман. Так вышло, что после съемок «Москвы XIV века» киногруппа оставила значительную часть массивных декораций прямо на месте. И прежде оживленная площадка, где одновременно находились сотни людей, превратилась в мертвый город, хорошо видимый с Клязьмы и из окрестных селений —  Щекино и Пировых Городищ.

Впечатляющая копия древнерусского города, фактически подаренная киношниками Вязниковскому району, могла бы стать центром притяжения туристов и любителей старины не только районного, но и регионального масштаба, своеобразной имитацией сожженного ордой хана Батыя в 1238 году города Ярополча. Это было тем более актуально, что несколько лет назад в администрации Вязниковского района существовал проект создания там туристического центра с воссозданием части укреплений и застройки города имени великого князя Ярополка Владимировича —  старшего брата Юрия Долгорукого.

Однако с той поры в районе сменилась власть, и новому руководству, очевидно, было не до подобных «прожектов». Существовала вполне реальная возможность законсервировать и сохранить декорации «Митрополита Алексия» (под таким рабочим названием снимался фильм, получивший в прокате название «Орда»), сделав их филиалом местного историко-художественного музея. Прецеденты сохранения подобных «киногородов» есть, в том числе в пределах нашей области. Например, после съемок в 2008 году в Суздале режиссером Павлом Лунгиным фильма «Царь» декорации картины в виде старой крепости были бережно перенесены и установлены на так называемом Щуровом городище в качестве одного из зрелищных объектов частного гостиничного комплекса. В Вязниковском же районе по сохранению колоритных красочных декораций ничего сделано не бы ло. И х пр о ст о бросили на произвол судьбы. А вот местные жители из окрестных населенных пунктов вполне оценили «Москву» режиссера Прошкина. Только вовсе не в качестве туристического центра, а как сосредоточение бесплатных строительных материалов и дров!

Кто, когда и на какие именно дачи и подворья таскал дармовые бревна, доски и прочее добро из оставшихся после киносъемки строений — неизвестно, но результат неусыпных трудов безвестных «старателей» теперь налицо. От прежнего впечатляющего макета старого города нынче остались лишь его руины. То, что не в меру хозяйственные граждане не успевали забрать, поджигали. И сегодня близ Клязьмы можно видеть уже не подобие средневековой крепости, а наглядную иллюстрацию на тему «Батыево нашествие». Более точной картины разоренного Ордой русского поселения с грудами обгорелых бревен, покосившимися башнями, полуразрушенными избами и поломанным собором нарочно не придумаешь. Видимо, совсем скоро там не останется и этого, и киногородок над Клязьмой станет легендой, почти такой же, как навсегда канувший в Лету град Ярополч. И очень жаль, что все происходит именно так.

Николай Фролов