Главный стратегический продукт

Когда-то по производству продуктов питания на душу населения Россия входила в первую десятку стран мира, а в последние годы ученые говорят – с питанием у нас дело плохо.

Калорийность питания россиян мала по сравнению с питанием жителей высокоразвитых стран, — доказывают «светила», — и, главное,  мы уже не можем себя прокормить без посторонней помощи! Как правило, речь о продовольственной безопасности страны ведется, исходя из того, на сколько процентов она обеспечивает себя своими продуктами. И тут статистика безжалостно забрасывает нас цифрами.

По  мировым меркам считается, что продовольственная безопасность нарушается, когда импорт составляет более 20%. А что у нас? Сейчас в России удельный вес импорта по растительному маслу составляет более 50%, по сахару — более 90%, по рыбе — почти 40%, по мясу — более 40%… Неужели перед нами вновь замаячили призраки «ножек Буша», бразильской свинины и замороженной кенгурятины?

Все не так плохо, уверяют в департаменте сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, уже сейчас мы сильно продвинулись вперед в сфере производства продуктов питания.

— Конечно, наш регион никогда не был хлеборобным – климат для выращивания продовольственного зерна неподходящий, но вот картошкой, овощами, молоком, птицей, яйцами мы себя вполне можем обеспечить, — считает директор департамента Вячеслав Гусев. – К тому же Владимирская область всегда была животноводческим краем, и сегодня мы занимаем все более крепкие позиции в этой отрасли, особенно по свиноводству. При этом многие хозяйства стараются обеспечить своих животных выращенными на собственных полях кормовыми культурам. И с этим проблем нет.

Слова Вячеслава Гусева подкреплены данными: производство мяса в сельхозпредприятиях региона за последние шесть лет выросло более чем на семь тысяч тонн и составило в 2011 году почти 29 тыс. тонн. А еще у нас производится более 40 тысяч тонн всевозможных колбас, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов. Ситуация в хозяйствах области, как и в целом по стране, стала меняться к лучшему после 2006 года, когда Правительством РФ были предприняты меры по развитию сельского хозяйства, в частности животноводства. А до этого Россия успела стать одним из самых крупных импортеров мяса. Программа развития АПК подоспела как нельзя вовремя, и это помогло увеличить поголовье свиней, тем самым существенно подняв производство отечественной свинины. В предприятия сельского хозяйства полились частные инвестиции.

В 2005 году во Владимирскую область пришла одна из крупнейших в России компаний по производству мясных изделий и деликатесов — фирма «Мортадель». Сегодня она производит более 400 наименований изделий, более 60 тонн продовольственной продукции в сутки, которую приобретают около одного миллиона россиян, и сырье для производства колбас компания выращивает на экологически чистых владимирских землях.

В 2006 году, после вступления в приоритетный национальный проект «Развитие АПК», фирмой было закуплено в Канаде 657 голов свиней племенных пород дюрок, йоркшир и ландрас, и на территории Александровского района выстроен свинокомплекс по самым современным технологиям. Высокая производительность стада (каждое животное достигает веса100 кгза 140-150 дней, такого в нашей стране нет нигде)  позволила в течение всего пяти лет вырастить на мясо около 180 тысяч животных.

Селекционно-генетический центр «Мортадель» является лучшим в стране и одним из лучших в мире по продуктивности. Здесь производится более сорока процентов всей владимирской свинины, и это  существенный вклад в продовольственную безопасность страны и нашего региона в частности.

За безопасность страны

— Компания работает по принципу вертикально-интегрированного производства, мы контролируем свою продукцию на каждом этапе —  буквально от поля до прилавка, — говорит президент ООО «Фирма «Мортадель», доктор экономических наук  Николай Георгиевич Агурбаш. — Плюсов такого ведения хозяйства много — и для нас, и для покупателей. Приходя в магазин, покупатель, как правило, не знает, чем кормили животных, как содержали, чем они болели. А ведь все это имеет колоссальное значение. Поэтому мы, начиная с 2005 года, производим колбасу из собственного сырья, а сейчас еще и выращиваем корма.

Три миллиарда рублей инвестировала компания в развитие АПК Владимирской области. В данное время на территории селекционно-генетического центра «Мортадель» действуют восемь модулей на 72 тыс. головы (половина областного стада свиней!), биогазовая станция и очистные сооружения,  построен убойный цех, началось строительство собственного комбикормового завода. Для выращивания кормов имеется более 6 тыс. га земли в сельском поселении «Андреевское».  Сегодня «Мортадель» — полностью замкнутое производство, которое не зависит от иностранных поставок, от скачков цен на мясо, что дает возможность производить качественные продукты. Уже сейчас «Мортадель» обеспечивает мясом жителей Александровского района на сто процентов. И это лишь начало пути, уверяют в руководстве компании.  В планах – строительство нового свиноводческого модуля, а также разведение крупного рогатого скота.

— Нацпроект «Развитие АПК» направлен на ускоренное развитие животноводства и увеличение производства мяса, — говорит генеральный директор СГЦ «Мортадель» Владимир Епишин, — в этой связи свиноводству, как наиболее скороспелой отрасли животноводства, уделяется особое внимание. Селекционно-генетический центр является поставщиком элитных свиней в хозяйства страны. Более того, этот проект должен стать отправной точкой для развития всего российского свиноводства. Это ведь продовольственная безопасность государства! Мясо — лучшая энергетическая основа для питания, оно должно стать главным стратегическим продуктом России, и тогда мы будем жить в богатой стране.

Честные продукты

Когда в 1991 году Николай Агурбаш организовал фирму «Мортадель», она сразу взяла курс на производство качественных мясных продуктов.

— В то время в магазинах в основном лежали импортные колбасы, в которых мяса не было, — вспоминает основатель  компании,  входящей в двадцатку крупнейших мясоперерабатывающих заводов России. — Почему наши люди должны есть то, что, в общем-то, нужно выкинуть?! Когда мы вошли на рынок, очень быстро нашли потребителей. Курс, выбранный 20 лет назад, —  единственно верный для меня, мы и дальше будем ему следовать.

В переводе с французского «мортадель» — колбаса, а в «настоящей» классической колбасе должно быть не менее 70% свинины. Фирма «Мортадель» за два десятилетия ни разу не отошла от классической технологии производства натуральных колбас и деликатесов. Высокое качество и прекрасный вкус достигаются использованием только натуральных продуктов — отборного охлажденного мяса, натуральных специй и пряностей, свежих яиц, молока. Вся продукция производится либо строго по ГОСТу, либо по собственным оригинальным рецептурам, без искусственных добавок и химических ускорителей. К слагаемым успеха следует также отнести современное оборудование, строгую технологическую дисциплину и личную ответственность перед потребителем президента компании.

— Мы, прежде всего, производим продукцию для себя и своей семьи и при этом предлагаем свои любимые изделия покупателям, поэтому наши колбасы такие вкусные – как в детстве. Мы выпускаем честные продукты, как бы ни пафосно это звучало,  — говорит Николай Агурбаш.

Впрочем, награды говорят сами за себя. Колбасные изделия и мясные деликатесы под маркой «Мортадель» завоевали свыше 160 золотых и серебряных медалей, 25 дипломов высшего качества, 14 Гран-при на самых престижных международных и российских выставках, таких, как «ПродЭкспо», «World Food», «Inter Food», «ЭкоПродЭкспо».

Почти 180 наименований продукции фирмы «Мортадель» официально признаны лучшими в России, и фирма «Мортадель» в 2006 году была удостоена высшей общественной награды РФ «За изобилие и процветание России», став победителем в номинации «Лучший Российский бренд». Главной причиной этих успехов является политика компании  — производить только самое лучшее, с чистыми руками и с чистыми помыслами!

И еще один немаловажный факт. Мясные изделия премиум-класса под брендом «Мортадель»  остаются доступными и массовому потребителю. До недавнего времени продукция была широко представлена лишь в Александровском и близлежащих районах, сегодня колбасы и деликатесы знаменитой марки можно купить в торговых сетях «Гиперглобус», «Алекс», «СПАР Владимир», «Визит», «Виола» и в торговой компании «Ивушка».   В ближайшее время компания планирует войти  в гипермаркет «Бимарт» и торговые сети «Квартал» и «Атак».