Электрички станут недоступными?

Льготный проезд в электричках для студентов может быть отменен со следующего года, — с такой инициативой на днях выступил Минфин.

Скатертью дорога

На железной дороге – очередная волна сокращений. Напомним, с 1 августа были лишены права на льготу по проезду в пригородных поездах дети пяти – семи лет. Свой шаг Волго-Вятская пригородная пассажирская компания (ВВППК) объяснила отказом Владимирской области компенсировать убытки по провозу данной категории региональных льготников. Сейчас дети вынуждены ездить в электричках не за 25%, а за полную стоимость. А теперь отмена льгот может коснуться еще и студентов.

Сейчас студенты по всей стране платят за проезд 50%, а компенсирует  убытки железной дороге федеральный бюджет совместно с регионами. На днях Минфин заявил, что с 2013 года собирается отказаться от софинансирования этих льгот для молодежи.

Но для многих студентов электрички зачастую являются основным видом транспорта, на котором они добираются к месту учебы и обратно. Отмена льгот может серьезно ухудшить положение учащихся, учитывая, что в нашем регионе самый дорогой проезд из всех зон ГЖД – 2 рубля 26 копеек за 1 км (к примеру, в Нижегородской и Кировской областях вдвое дешевле). Студентам остается рассчитывать лишь на то, что компенсацию их льгот полностью возьмет на себя областной бюджет. Однако, как видим, в случае с проездом детей такого не случилось, хотя цена вопроса составляла всего около 1 млн рублей.

Железная дорога сегодня подчеркивает, что инициатива отмены льгот студентам исходит не от нее. Президент РЖД Владимир Якунин на днях даже заявил, что против этого. Ведь отмена льгот не слишком сократит дефицит средств пригородных пассажирских компаний. При этом глава РЖД призвал решать проблемы пригородного комплекса региональные власти. Именно они, по мнению железнодорожников, усугубляют ситуацию с перевозками. Отказ регионов платить компенсацию пассажирским компаниям чреват банкротством последних, и соответственно, отменой электричек вообще. Либо цена на проезд в пригородном железнодорожном транспорте взлетит до небес.

Пока суд да дело

Так, на прошлой неделе представители ВВППК, побывав в нашем регионе, в очередной раз напомнили областным властям, что пора заплатить. Наш регион, по подсчетам ВВППК, за год задолжал компании около 70 млн рублей, в связи с чем ВВППК не раз заявляла об отмене электричек, а в итоге сократила составность поездов.

Сейчас по самому востребованному маршруту Владимир – Ковров в рейс выходит электричка в составе четырех вагонов вместо семи. Пассажиры каждый день берут ее «штурмом», и в электричке негде не то, что присесть, а даже стоять. При этом регион не платит перевозчику. А сейчас просит его перенести все долги на следующий год, сохранив прежний объем движения.

Представители ВВППК заявляют, что не могут второй год подряд возить пассажиров себе в убыток. А соответственно, нет гарантий, что жители Владимирской области скоро вновь не столкнутся с угрозой отмены электричек. Недавно ВВППК подала на наш регион в суд с намерением взыскать долги, сейчас дело рассматривается в арбитраже.

Железная логика

Впрочем, аналогичное положение дел – по всей стране. В этом году лишь 20 регионов сполна заплатили компенсации своим перевозчикам, не скрывает Владимир Якунин. Остальные регионы, как и Владимирская область, не в силах скорректировать свои бюджеты в пользу железной дороги и копят долги перед ней. Либо принципиально отказываются платить, так как считают «расценки» пригородных компаний непрозрачными, взятыми с потолка.

Например, перевозчик нашего региона – Волго-Вятская ППК – заявляет, что ее расходы на перевозки на 75%  складываются из платы за аренду подвижного состава (электричек) и локомотивных бригад (машинистов, рабочих). Плата регулярно отчисляется РЖД как владельцу всей железнодорожной инфраструктуры (недаром РЖД имеет контрольный пакет акций пригородной компании). И лишь 25% — это собственно расходы ВВППК на перевозки. Их пригородная компания может подтвердить документально. Но получается, что происхождение многомиллионных счетов арендной платы РЖД остается тайной за семью печатями. Почему регион должен по ним расплачиваться?

Бремя компенсации убытков возложено на регионы по новому федеральному закону «Об организации пассажирских перевозок».  После его принятия уже прошел год, и сейчас ясно, что регионы с этой нагрузкой не справляются. Владимирская область лишь подтверждает общее правило. Если к 2013 году долги нашего региона перед ВВППК не будут погашены, их сумма перевалит уже за 100 млн рублей. Ситуацию может усугубить еще то, что  федеральный центр намерен со следующего года прекратить выплату субсидий регионам на компенсацию пригородных перевозок.

Сегодня областные власти, как и их коллеги из других регионов, серьезно задумываются о том, что закон о перевозках необходимо корректировать. Работу пригородного комплекса нельзя взваливать только на плечи регионов, здесь должен помогать федеральный бюджет. Железная дорога – отрасль стратегическая, и ответственность за пассажирские перевозки должны нести не только областные чиновники.

А, кроме того, порядок в своей «вотчине» должны наводить и сами пригородные пассажирские компании. Не секрет, что причины их финансового «бедствия» – не только в отказе регионов платить перевозчикам, но еще и в безбилетниках. Ведь многие пассажиры электричек попросту не платят за проезд, а в итоге компания не досчитывается прибыли.

Однако, исходя из «железной логики» перевозчиков, им сегодня проще упорно требовать деньги с региона, обвиняя его во всех «грехах» и угрожая населению транспортным коллапсом, чем решать проблему безбилетного проезда внутри своей компании.