Обобщая опыт педагогов-новаторов

Готовится к выпуску очередной, четвертый по счету, методический сборник исследовательских работ педагогов Владимирской области, освоивших инновационную образовательную программу «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» и теперь готовых поделиться с коллегами своими открытиями.

Программа «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» реализуется во Владимирской области с 2008 года по инициативе депутата Государственной Думы РФ, председателя общественной организации «Милосердие и порядок» Григория Аникеева. За это время свыше 300 педагогов более чем из 30 образовательных учреждений Владимирской области прошли бесплатное обучение по данной методике и успешно применяют полученные знания на практике. Также в области на базе трех школ (№ 25 города Владимира, № 22 города Коврова и школы поселка Бавлены Кольчугинского района) второй год работает областная опытно-экспериментальная площадка.

— Уникальность инновационной программы — в подходе к процессу образования, — рассказывает автор методики, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук
Андрей Плигин. — Здесь учатся все — и педагоги, и дети. С одной стороны, педагог овладевает навыком выявления успешных стратегий ученика. С другой стороны, сам ученик начинает понимать, как именно нужно строить свою деятельность, чтобы достичь высоких результатов. Дети становятся исследователями, которые сами «добывают» необходимые знания, а не просто впитывают информацию, полученную от учителя.

Опыт работы учителей, прошедших обучение по инновационной программе «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников», был настолько многообразен, что через год после внедрения методики в нашем регионе решено было выпустить первый сборник исследовательских работ педагогов. Тогда в него вошло всего десять статей. Они показали, что методика одинаково хорошо работает во всех школьных дисциплинах. К примеру, учителя-предметники разработали стратегии написания сочинений-эссе на уроках обществознания и истории, выявили и описали успешные стратегии списывания с печатного текста, выполнения практических задач по химии, исследовали стратегии слухового анализа интервалов на уроках сольфеджио.

Четвертый сборник научно-методических статей по инновационной образовательной методике «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» станет итогом работы учителей-новаторов Владимирской области в 2011-2012 учебном году. В свет он выйдет осенью текущего года тиражом 500 экземпляров и будет распространен в образовательных учреждениях Владимирской области.

Новое методическое пособие содержит около двадцати исследовательских статей и имеет ряд особенностей. Впервые в сборнике появились статьи по развитию общеучебных компетенций: стратегии сравнения и классификации, действий с графиками, подготовки домашнего задания. Особый интерес представляют работы, где учитель переосмысливает свою методику в русле ЦРПС. Любопытны и психологические исследования, которые подтверждают продуктивность инновационной технологии. Расширилось также предметное разнообразие: физика и математика, биология и география, химия, изобразительное искусство, технология, русский язык и литература.

Выбор статей для сборника определялся исходя из нескольких требований: это глубина проработки темы и авторское осмысление применения концепции ЦРПС в педагогической деятельности, наличие ученических стратегий и их анализа, новизна исследования. В одних работах оказались исчерпывающе раскрыты индивидуальные стратегии учеников, в других — разработаны методические материалы, в ряде статей есть интересные технологические находки.

Так, педагог дополнительного образования Юношеской автомобильной школы города Владимира Марина Мухина исследовала особенности личности своих подопечных. Педагогу интересно было посмотреть на результаты внедрения технологии в учреждении дополнительного образования. В результате Марина Валентиновна пришла к выводу, что развитие познавательных стратегий при обучении правилам дорожного движения содействует целенаправленному систематическому развитию ребенка как личности, индивидуальности. Свой опыт Марина Мухина подробно описала в своей статье «Влияние технологии ЦРПС на развитие личности подростков Юношеской автомобильной школы в ходе обучения ПДД», которая и вошла в четвертый сборник.

Учитель математики Рождественской школы Собинского района Анфисия Аскерова выступила с темой «Исследование и развитие стратегии работы с определениями на уроках математики». Учитель физики школы № 22 города Владимира Лариса Губернаторова назвала свое исследование «Учет сенсорных каналов восприятия учащихся при развитии познавательных стратегий при решении количественных задач по физике».

Новый сборник рассчитан на самую широкую читательскую аудиторию. Безусловно, он заинтересует педагогов, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов и выпускников педагогических вузов, школьных педагогов-психологов, работников системы повышения квалификации психолого-педагогических кадров. Конечно, наибольший интерес пособие вызовет у учителей, которые уже знакомы с концепцией ЦРПС. А для тех, кто пока не использовал в своей практике инновационную программу, изучение статей педагогов-новаторов может стать хорошим толчком для начала учебы. Тем более что новая группа начнет обучение в общественной организации «Милосердие и порядок» уже в сентябре.

ВАЖНО

Григорий Аникеев, депутат Государственной Думы, председатель ВПОО «Милосердие и порядок»:

— Сегодня выпускник должен выходить из школы не только с багажом знаний, но и с умением применить эти знания на практике. Он должен стать личностью, готовой идти вперед и добиваться своих целей. На это и направлена инновационная программа «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников».
Методика уже доказала свою эффективность: растет интерес школьников к учебе, повышается успеваемость, наблюдается развитие самоорганизации. Существенно расширился и круг тем, которые изучаются с применением стратегий. На сегодня уже наработан большой теоретический и практический опыт, методическая копилка пополняется записями видеоуроков, и в этом огромная заслуга учителей-новаторов.
Я уверен, что и в дальнейшем программа будет развиваться во Владимирской области, делая тем самым наше школьное образование еще более качественным и современным, отвечающим всем требованиям времени.

Юлия Денисова