Никита Михалков снимет кино в Гороховце

Известный кинорежиссер Никита Михалков, пять лет назад снимавший в Гороховецком районе часть своей киноэпопеи «Утомленные солнцем-2: Предстояние», вновь возвращается во Владимирский регион.

Полюбившийся мэтру городок Гороховец, по числу памятников архитектуры не уступающий всемирно известному Суздалю, а кое в чем и превосходящий его, вновь станет местом натурных съемок. Но если в прошлый раз киноэпизоды снимались по большей части неподалеку от города близ реки Клязьмы, то теперь под прицелом кинокамер окажется исторический центр Гороховца. Там будет сниматься значительная часть нового фильма Михалкова по рассказу Ивана Бунина «Солнечный удар».

Данное произведение великий русский писатель и нобелевский лауреат создал в эмиграции во Франции и впервые опубликовал в парижском журнале «Современные записки» в июле 1926 года. Этот небольшой по объему рассказ дался Бунину весьма нелегко. Известно, что Иван Алексеевич много раз его правил, трижды полностью переписывал, а потом несколько раз менял название. Поначалу рассказ назывался «Случайное знакомство», потом — «Ксения» и лишь затем появился знакомый всем любителям литературы «Солнечный удар».

Пересказывать сюжет рассказа — неблагодарная задача. В его основе старая как мир история любви мужчины и женщины. Путешествующие на рейсовом речном пароходе некий армейский поручик и молодая замужняя женщина проникаются взаимной симпатией друг к другу. У них точно рассудок мутится, как если бы каждый испытал солнечный удар. Действие происходит в Российской империи конца 1900-х гг. — чуть более ста лет назад. Но поскольку создавался рассказ уже после того, как старый мир навсегда канул в небытие, в каждой строчке на первый взгляд бесхитростного повествования звучит ностальгия по утраченному.

О своем намерении экранизировать И.Бунина Никита Михалков говорил еще почти три года назад в сентябре 2009-го. В одном из своих интервью он так обозначил свое видение бунинского рассказа: «Это не любовная история. Точнее, не только она. И «камерность» здесь обманчивая. «Солнечный удар» — это история гибели русского мира».

На Никиту Сергеевича из множества бунинских рассказов особенное впечатление произвел именно этот. Ранее он рассказывал, что «Солнечный удар» привлек его внимание еще в 1970-х годах, причем для лучшего понимания он даже собственноручно переписывал творение Бунина:

«Я шел к «Солнечному удару» 35 лет. Даже переписывал рассказ Бунина от руки, чтобы понять, каким образом творится такое чудо. Обыкновенные слова, знаки препинания, русские буквы — но как это читается, в каком балансе все находится… Бунин не смог бы так написать, не пережив чего-то подобного сам. «Поручик чувствовал себя постаревшим на десять лет» — из-за вроде бы мимолетного ночного приключения. Это очень серьезно. Но если бы я не придумал концепцию, которая станет основой «Солнечного удара», то и сегодня не начал бы работать. Концепция, на мой взгляд, очень волнующая…».

Н.Михалков намерен использовать в новом фильме и другое произведение Ивана Бунина
— книгу «Окаянные дни», дневник писателя, который тот вел в Москве и Одессе в 1918-1920гг., имеющий не только документальную, но и художественную составляющие. Примечательно, что «Окаянные дни» впервые были опубликованы в том же 1926 году, что и «Солнечный удар».

Уже достигнута договоренность с властями Гороховца и Гороховецкого района о предоставлении живописной центральной площади рядом с колоритным ансамблем Сретенского женского монастыря и ряда соседних улиц под съемочную площадку. Как рассказала руководитель отдела культуры, молодежи и спорта райадминистрации Татьяна Богатова, там появятся масштабные декорации — старые магазины и фонари, выполненные по нормам дореволюционной орфографии вывески и булыжная мостовая. Все это станет необходимым антуражем для шумного базара начала прошлого века. Примечательно, что рынок собирается на этой площади до сих пор. Будут задействованы и старинные купеческие особняки XVII-XVIII столетий, по числу которых Гороховец занимает одно из первых мест в Центральной России, в том числе и возведенный более 300 лет назад трехэтажный дом Ершова-Сапожникова на улице Нагорной, в котором ныне размещается Гороховецкий историко-архитектурный музей. Часть съемок пройдет на живописной Лысой горе над Клязьмой близ восточной окраины древнего города.

Съемки в Гороховце начнутся в середине августа. Гороховчане с нетерпением ждут этого события. Там хорошо памятен процесс создания «Утомленных солнцем-2» на правобережье Клязьмы в трех километрах ниже по течению от города в 2007 году. Апофеозом тех съемок стал впечатляющий взрыв специально наведенного при помощи военных саперов деревянного свайного моста через реку (по слухам, обошедшегося в 70 миллионов рублей), который по ходу действия был подорван перед на-ступающей немецкой колонной и подожжен. Это произошло 21 августа 2007-го в крайне жаркий и душный день. Для взрыва понадобилось
500 кг тротила, а поглазеть на сам взрыв, несмотря на 30-градусное пекло, собрался почти весь город (присутствовал там и автор этих строк), хотя бдительные военные ближе, чем за два километра, не подпускали.

Летом 2007-го по улицам Гороховца запросто бродили, осматривая достопримечательности, не только сам Михалков, но и многие «звезды» российского кино: Олег Меньшиков, Дмитрий Дюжев, Марат Башаров, Игорь Петренко, Сергей Маковецкий, Евгений Стычкин. Приезжали и дочки режиссера Надя и Аня. Надежда играла роль военфельдшера — дочь комдива Котова. А ее партнершей по съемкам стала дочь тогдашнего министра МЧС Сергея Шойгу Ксения, сыгравшая медсестру полевого госпиталя. Сергей Кужугетович тоже прилетал на съемки — повидаться с дочкой, а также разобраться с подчиненными, почему подожженный в процессе съемок мост, когда надо было дымиться — горел, а когда полагалось гореть — дымился. Говорят, Михалков жаловался Шойгу на то, что, мол, гороховецкие пожарные его подвели: не успели вовремя потушить охваченные пламенем деревянные мостовые конструкции, и они сгорели слишком быстро.

Немало горожан тогда неплохо подзаработали, участвуя в массовке, получая по 500 рублей в день. Самой молодой участнице съемок было всего два года, самому старшему — под 80. Скорее всего, базарные и прочие масштабные сцены и в этот раз не обойдутся без участия местных жителей, а суточные ставки с учетом инфляции, скорее всего, будут повышены.

Любопытно, что еще до начала съемок фильма по мотивам рассказа «Солнечный удар» (будет ли кинокартина называться так же, как рассказ Бунина, или получит иное название — пока точно неизвестно) Никита Михалков поведал о своих планах на будущее. Как сообщил Никита Сергеевич перед «круглым столом» «Ситуация в России — хаос или возрождение?» в феврале 2012 года в Москве, его следующим режиссерским замыслом является проект под условным обозначением «Жизнь и смерть Александра Грибоедова». «Лежит сценарий, сыздавна лежит, и я хочу его снимать. Но сейчас готовлю «Солнечный удар» по Бунину, поэтому Грибоедов ждет своей очереди… Бог даст, я смогу экранизировать «Солнечный удар» Бунина и вернусь к давнишней идее фильма о Грибоедове. Это масштабный, серьезный проект, требующий солидных затрат», — сказал Н.Михалков.

Возможно, это будет целый грибоедовский сериал. Режиссер не исключает возможности, что данное кинодейство может растянуться вплоть до 20-ти серий. А так как автор бессмертной комедии «Горе от ума» по рождению -владимирский дворянин (сохранились автографы Грибоедова, где он лично писал о своем происхождении «из дворян Владимирской губернии») и здесь провел детство и юность (в частности, во Владимире он находился во время Отечественной войны 1812 года), то, скорее всего, Владимирская область вновь окажется востребованной маститым режиссером…

Николай Фролов