Мал, но опасен

Если отдыхающий за границей русский турист попытается взять напрокат скутер, его ждет сюрприз — «самокат с мотором» дадут только тому, кто имеет международные права на вождение автомобиля. У нас же, чтобы прокатиться с ветерком, не требуется ровным счетом ничего. И это становится источником постоянных проблем.

О том, что скутеристов необходимо приравнять к прочим участникам дорожного движения, говорят не первый год. Но воз и ныне там. Между тем областная статистика пугает — число ДТП с участием скутеров за весенне-летний сезон этого года уже выросло на 50 с лишним процентов! Всего за один день на прошлой неделе произошло сразу три несчастных случая на дороге, в которых пострадали четыре человека. «Жертвами скутеров становятся люди самого разного возраста, от несовершеннолетних до пенсионеров, — говорит Михаил Маслов, старший инспектор УГИБДД УМВД России по Владимирской области. — Самые распространенные виды аварий — это столкновения: и с другими транспортными средствами, и с пешеходами. На втором месте — падения. И так как большинство скутеристов пренебрегает элементарными требованиями безопасности и ездит без шлемов, наколенников и налокотников, то в лучшем случае они получают ушибы и ссадины; в худшем дело может закончиться летальным исходом. Кстати, из-за того, что подростки часто катаются на скутере по двое, то и травмы они получают тоже вместе».

Как-то повлиять на сознательность скутеристов, оставаясь в рамках закона, практически невозможно. Если тебе уже исполнилось 16 лет, ты имеешь право садиться за руль такого транспорта. Получать водительские права при этом не нужно, поэтому большинство владельцев скутеров не заморачиваются изучением ПДД. Штраф за нарушения на дорогах — всего 200 рублей, за езду в нетрезвом виде — 300. Понятно, что потеря такой суммы мало кого испугает. Поэтому, например, скутеры часто покупают люди, лишенные водительских прав, и при этом в пути они чувствуют полную безнаказанность. Доходит до курьезов: пойманные на месте происшествия горе-водители говорят сотрудникам ГИБДД, что купили скутер вкредит, а на шлем денег уже не осталось.

Не секрет, что скутеры часто покупают для своих детей папы и мамы — в подарок на день рождения, как награду за хорошие оценки или потому, что ребенок очень уж настаивает. При этом на общие требования к участникам дорожного движения такие детки откровенно плюют. Но сложность еще и в том, что даже если родители хотят, чтобы чадо освоило правила поведения на дороге, то учиться все равно негде. Если в Москве существуют специальные курсы для скутеристов, то во Владимире об этом пока можно только мечтать. Участники «круглого стола», посвященного проблемам дорожной безопасности, вспомнили имена двух человек, к которым можно обратиться: Александр Чернов, инструктор владимирской юношеской автошколы, и профессиональный мотогонщик Андрей Чернов — умению выживать на дорогах у него учатся все владимирские байкеры, но и
скутеристам он не отказывает.

Кстати, о байкерах: хотя их принято считать постоянными нарушителями всяческих правил, на самом деле к вопросам безопасности движения они относятся очень внимательно. «Любой, кто ездит на двух колесах, либо уже падал, либо еще будет падать, — говорит мотопутешественник Александр Варданянц, — но беда в том, что большинство покупателей скутеров считают свои машины не серьезным транспортом, а развлечением. Отсюда — полная безответственность. Даже владельцы мотоциклов, которые обязаны получать права, нередко ездят без номерных знаков, или выпивши, или на огромной скорости — а то и все вместе, дискредитируя тем самым своих сознательных собратьев. При этом, к примеру, сотрудникам ГИБДД остановить такого нарушителя практически нереально: на дороге машина мотоциклу не соперник. Но, честно говоря, такие проблемы мы иногда пытаемся решать своими силами. Так, после инцидента в Москве, когда мотоциклист без номеров сбил женщину с коляской, я во всех социальных сетях написал, что если увижу такого лихача на «одном колесе», буду сбивать. И ребят из нашего клуба настроил так же. Потому что у нас тоже есть жены и дети, и мы хотим, чтобы по улицам они ходили спокойно. Кстати, после этого «гонщиков» у нас стало поменьше. Но я понимаю, что это тоже не метод: человек, которого таким образом «наказали», может отыграться на более слабом: девушке, новичке, том же скутеристе. А эти дорожные войны — ни к чему хорошему они не приведут».

Автолюбители опасаются, что в ближайшее время ситуация может ухудшиться: Китай переходит на электротягу, а потому в продажу может поступить большое количество подержанных скутеров и мопедов с бензиновым двигателем и по бросовым ценам. От этого количество дорожных происшествий еще больше вырастет.

В мае в Госдуму поступил законопроект, запрещающий передвижение на скутере лицам, не достигшим 18-летнего возраста, и то после получения соответствующих прав. Столь необходимый закон до сих пор не рассмотрен. «Проблема не будет решена, пока последствия не примут катастрофическ их масштабов», — считает Юрий Ямцов, председатель регионального отделения общества автомобилистов. «Пока от скутеристов не требуют прав, у нас руки связаны, — объясняет Михаил Маслов, — но, по всей видимости, что-то изменится не раньше января 2015 года».

А до тех пор владимирские инспектора ГИБДД и байкеры решают поработать вместе: в прошлом году они уже проводили совместный рейд по отлову и вразумлению несознательных мотоциклистов и скутеристов, и результаты оказались неплохими. В этом году операцию собираются повторить.

Марина Сычева