ЗАО «Фармация»: секреты успеха и оптимизма

Читатели «Призыва» уже знакомы с гусевским ЗАО «ФАРМАЦИЯ» — успешным, динамично развивающимся учреждением со стабильным дружным коллективом. Но российские аптеки с 2011 года находятся в крайне сложном финансовом положении, вызванном отменой единого налога на вмененный доход для большинства аптечных учреждений и одновременным ростом тарифов страховых взносов. В силу снижения рентабельности бизнеса многие аптеки прекратили свое существование.

ЗАО «ФАРМАЦИЯ» выстояло. За счет чего, сегодня рассказывает бессменный директор предприятия Людмила Григорьевна ПУЗЫРЕВА.

— Действительно, с 2011 года наша аптечная сеть перешла на общую систему налогообложения, т.к. численность штата превышала 100 человек. Отчисления по страховым взносам выросли в 2,5 раза, а налоговые более чем в 10 раз (НДС). Соответственно это сказалось на рентабельности предприятия. Конечно, при таких финансовых показателях аптечному учреждению выжить крайне трудно, но мы принимаем все меры для улучшения результатов. Очень помогают бизнес-планирование каждой аптечной точки; инициатива и грамотность административного персонала; уход от концепции розничной точки перепродажи к концепции предоставления комплекса услуг для покупателя; увеличение ассортимента нелекарственного ряда; оптимизация кадров.

— В европейских странах частные аптеки, владельцы которых знакомы большинству своих покупателей, мирно сосуществуют рядом с гигантами фармацевтического рынка. У нас в стране таких аптек остается все меньше. Как вы считаете, есть ли будущее у небольших «семейных» аптек, в чем их преимущество?

— Будущее у «малых», или «семейных», аптек, я думаю, есть, но помимо ассортиментной и ценовой политики их привлекательность должна строиться на человеческом факторе, способности к пониманию людских забот и проблем. Ведь человеку помимо медикаментов необходима искренняя заинтересованность фармацевта в его здоровье. И этот знаковый момент взят на вооружение в нашей работе.

Главный секрет общения с покупателями — а это люди различных возрастов и социальных слоев — доброжелательность, открытость, вежливость, понимание и сочувствие. Только тогда, когда клиент чувствует такое личностное отношение, он становится лоялен к аптеке.

— Аптечные сети поддерживают ежедневный ассортимент большинства своих подразделений в 10-12 тысяч позиций, торгуя не только лекарствами. Удается ли вашему учреждению удовлетворять все потребности своих клиентов? Какие дополнительные услуги предлагаются потребителям?

— Большой ассортимент у нас поддерживается ценой введения режима жесткой экономии финансовых средств на другие цели. Ассортиментный ряд составляет порядка десяти тысяч наименований, из них практически половина — традиционные лекарственные препараты. В наличии всегда имеются лекарственные средства отечественного производства. Тем, кто больше доверяет народной медицине и фитотерапии, предлагаются лекарственные травы, биологически активные добавки. Удовлетворены и запросы приверженцев гомеопатии. Ортопедические изделия, медицинские приборы, лечебная столовая минеральная вода, предметы гигиены и ухода за больными, лечебная косметика, репелленты -все эти товарные группы представлены с учетом разных уровней достатка покупателей. Если же в номенклатуре аптек отсутствует та или иная позиция, у запросившего ее клиента всегда примут индивидуальный заказ -в аптечной сети доступна услуга поиска и бронирования препаратов. Есть и такие дополнительные услуги, как адресная доставка лекарственных препаратов инвалидам I группы, одиноким людям, маломобильным группам населения; реализация медикаментов с минимальной наценкой больным с хроническими заболеваниями.

— Удалось ли вашей аптечной сети сохранить все действовавшие социальные программы, скидки, рецептурно-производственные отделы?

— Для нас социальное направление — одно из приоритетных. В двух аптеках сохранены производственные функции. Несмотря на затратность этого вида деятельности (дорогостоящее оборудование, энергозатраты, трудозатраты, большие производственные площади), отказ от него администрация аптечной сети считает нецелесообразным. Ведь лекарства индивидуального изготовления (капли, порошки, мази, настои, отвары, микстуры) до сих пор необходимы многим больным. Мы принимаем участие в аукционах, конкурсах на право лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения, а так-же льготных категорий граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. Вопросы поставки медикаментов сельскому населению решаются по договорам комиссии через аптечные пункты, организованные на базе ФАПов, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность. В ЗАО «ФАРМАЦИЯ» действует система предоставления персональных социальных скидок для пенсионеров, инвалидов.

— Людмила Григорьевна, давайте закончим на оптимистической ноте — поговорим о ваших ближайших планах и перспективах.

— Большое внимание у нас уделяется укреплению материально-технической базы — ремонту и содержанию помещений, модернизации оборудования. В 2011 году в аптеках сети про-
ведена аттестация рабочих мест, реконструирована и переведена в новое помещение аптека готовых форм. Проделана большая работа по получению бессрочной лицензии на фармацевтическую деятельность. В ближайших планах — дальнейшее развитие предприятия, сохранение кадрового потенциала.

Записала Нина АЛЕКСАНДРОВА

На правах рекламы