Восставшая из пепла

Преображенскую церковь в суздальском Музее деревянного зодчества восстановили. На то, чтобы вернуть памятнику первоначальный вид, потребовалось семь месяцев работы и около семи миллионов рублей. Зато теперь в музее уверены: храму больше не страшны ни гром, ни молния.

Это едва ли не последний из старинных деревянных храмов во Владимирской области: Преображенская церковь была построена в XIII веке в кольчугинском селе Козлятьево на деньги княжны Евдокии Поливановой. В 1965 году конструкцию разобрали и перевезли в Суздаль, где она стала одним из главных музейных экспонатов.

В июле прошлого года во время грозы в купол Преображенской церкви несколько раз ударила молния. В считанные минуты огнем были уничтожены центральная глава, барабан, верхний восьмигранный куб, бочки. Частично обгорели кровля, второй восьмерик, верхняя часть трапезной, а также полы в храме -от падавших головешек. Чтобы погасить пожар, потребовалось семь автоцистерн. От полного уничтожения постройку спасла только огнезащитная обработка.

— Когда мне позвонили по телефону и сказали, что горит Преображенская церковь, — были чувства, которые нельзя описать словами, — вспоминает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. — Это уникальный памятник. Люди, которые строили деревянные церкви, считали их временными постройками и не верили, что дело их рук простоит века, а мы пытаемся доказать обратное. Мы просто не могли потерять храм и когда стали известны масштабы повреждений, мы твердо решили как можно быстрее его восстанавливать. Восстановительные работы начались практически сразу же после трагедии. Деньги на реконструкцию удалось получить из федерального бюджета, но освоить полученные средства требовалось очень быстро. За работу взялись специалисты центра «Владимир-спецреставрация». Для начала была подготовлена научно-проектная документация. Реставраторы смогли частично использовать чертежи, сохранившиеся с середины прошлого века, но некоторые детали Преображенской церкви пришлось обмерять заново.

С собственно реставрацией тоже возникло немало вопросов. Во-первых, из-за того, что церковь полностью деревянная, требовалось найти специалистов-плотников. Таких по всей стране – по пальцам пересчитать, и все они завалены работой по заказу различных реставрационных центров Плотники изготовили из сосны основные детали сгоревшего купола. Однако все эти архитектурные элементы требовалось покрыть лемехом, особыми деревянными «чешуйками». Лемехи вытачиваются из сухой осины. Но во Владимирской области не нашлось древесины подходящего качества.

— Осина растет в наших краях, но это дерево темное внутри и быстро гниет, — говорит Светлана Мельникова. — Поэтому по всей стране искали подходящий материал, а нашли его только в Коми. Всего была вырезана 6371 такая лемешина. Это был колоссальный труд — сделать все это и установить на храме.

Глядя на Преображенскую церковь сейчас, даже невооруженным глазом легко можно отличить, где уцелевшие части конструкции, а где поработали реставраторы. Но сотрудники музея утверждают, что так будет не всегда. Как только потеплеет, сделанные из сосны детали затонируют в темный цвет — под стать основной постройке. А вот осиновые лемехи красить нельзя: чтобы дерево потемнело и приобрело красивый серебристый оттенок, требуется время.

Мастера работа ли в храме с утра до позднего вечера, в любую погоду. В Преображенской церкви, помимо всего прочего, усилили конструкции деревянного каркаса и установили современную систему громоотвода: прежняя касалась дерева и поэтому не уберегла его от пожара. Новая, по мнению экспертов, гораздо надежнее.

Перед туристами, которые в эту субботу приедут в Суздаль на традиционные масленичные гусиные бои, восстановленная церковь предстанет во всей красе. Однако, хотя внутри сгоревшего храма все тоже успели привести в порядок, пускать гостей внутрь музей по-прежнему не собирается: это делается из соображений безопасности. Ведь, несмотря на свою монументальность и усилия реставраторов, Преображенская церковь остается очень хрупким раритетом.

Марина СЫЧЕВА
фото автора