Путь заказан

Аварийный мост через железную дорогу в Муроме угрожает безопасности пешеходов, но власти города не находят средств, чтобы снести его и открыть новый.

Кто «сжигает» мосты?

Очередной конфликт железной дороги с областными властями возник вокруг пешеходного моста, расположенного в створе улицы Льва Толстого города Муром. Мост пересекает главные железнодорожные пути двухпутного участка Черусти-Дружинино в районе остановочной платформы «Городская».

Когда был построен этот мост в Муроме, местные жители уже и не помнят. Пенсионеры говорят, что ходят по нему всю жизнь. Путепровод соединяет две части города — жилой центр с больницей и промышленной зоной. Этот мост — одно из самых оживленных мест в Муроме. Каждый день железную дорогу здесь переходит нескончаемый поток людей. Но мост был признан аварийным еще двадцать лет назад.

Последние десять лет руководство Горьковской железной дороги отчаянно пытается договориться с властями региона и округа Муром о демонтаже конструкции, реально угрожающей жизни и здоровью пешеходов, а также движению поездов. Трудно представить, к какой трагедии может привести обрушение моста, по которому к тому же проходит газопровод среднего давления.

Но до сих пор дело не сдвинулось с мертвой точки. Люди продолжают ежедневно ходить по старому опасному мосту, ведь другого способа попасть из центра в больницу и на предприятия у них нет. Это при том, что рядом, буквально в двух шагах, через железную дорогу еще в 90-х годах был возведен новый мост — гораздо крупнее и основательнее своего простенького металлического «предшественника». Новый железобетонный путепровод задуман масштабно — он выше и шире старого «плоского» моста, спуск и подъем у него оборудованы ступенями.

Однако в эксплуатацию новый мост так и не был введен. Заказчик проекта — Муромский машиностроительный завод — в конце 90-х стал терпеть убытки и не смог довести строительство моста до конца. Осталось доделать парапеты, пандусы для инвалидов и еще несколько мелких деталей, и пуск путепровода состоялся бы. Но предприятие стало банкротом, а мост оказался «заморожен». Сейчас новый путепровод местные жители обходят стороной, и он полностью завален снегом.

Мост сдал, мост принял

— Тут больные постоянно в медицинский центр идут, — машет рукой в сторону старого моста жительница Мурома Любовь Пронина. — Как нам без моста? Никак нельзя.Если бы новый мост сделали удобным, то народ, конечно, по нему ходил бы. По старому-то ходить уже страшновато. Но новый-то недоделан. Ну и стоит он ненужный, ступеньки никто не чистит.

Новый мост стоит не только ненужный, но и бесхозный. После того как прежний его собственник — Муромский машиностроительный завод — обанкротился, другой хозяин у «недостроя» так и не появился. Поэтому достраивать конструкцию сейчас некому. Вот жители и вынуждены продолжать пользоваться старым переходом с риском для жизни. Каждый раз передвигаясь по ветхому мосту, люди чувствуют, как он «дышит», словно живой, когда внизу проносятся многотонные грузовые составы. И сколько еще протянет эта «переправа», неизвестно.

— А вот сейчас, сами послушайте, какая вибрация будет, — говорит идущая с ребенком по старому мосту Анна Гусева. — Вон идет подвижной состав какой-то — о, чувствуете, как трясет! Естественно, мост аварийный.

Как сообщила «Призыву» Горьковская железная дорога, еще семь лет назад она подписала с администрацией области соглашение, где говорилось о необходимости демонтировать старый металлический мост. В прошлом году департамент транспорта еще раз подписался под протоколом решения о сносе конструкции. В этом году все опять повторилось. «Горьковская железная дорога считает, что этот вопрос требует безотлагательного решения, поскольку мост представляет собой реальную угрозу», — на днях сообщила пресс-служба ГЖД. Но воз и ныне там.

Если демонтировать аварийный мост сейчас, жители Мурома будут вынуждены толпами перебираться в другую часть города прямо через рельсы. А это еще опаснее, чем ходить по шаткому «древнему» мосту. На этом участке железной дороги грузовые поезда проносятся один за другим, не останавливаясь.

Для решения проблемы нужно, чтобы администрация Мурома приняла новый мост в муниципальную собственность, достроила его за счет городского бюджета и ввела в эксплуатацию, объясняет заместитель директора департамента транспорта Николай Теняков. Тогда жители начнут им пользоваться, а старый мост можно будет снести.

Переговорный ресурс исчерпан

Муромские чиновники прекрасно знают, что, по заключению мостоиспытательной станции железной дороги, старый мост еще в 1988 году был признан аварийным. Однако год за годом администрация города упорно отказывается от принятия нового моста на баланс — говорит, что нет средств. По подсчетам муромских чиновников чтобы открыть новый мост для горожан, сегодня потребуется около 20 млн рублей А потом ежегодно надо будет тратить еще немалые суммы на содержание нового объекта. Плюс затраты на демонтаж старого моста, который тоже влетит в копеечку, учитывая, что под ним проложен газопровод и коммуникации линии связи, которые надо будет переносить.

Конечно, муромским чиновникам куда проще пустить ситуацию на самотек и надеяться, что «гром не грянет» в ближайшее время. Стоял же аварийный мост больше двадцати лет, авось и еще простоит. Департамент транспорта тоже снимает с себя ответственность, объясняя, что не в силах принудить власти Мурома открыть новый мост. Железная дорога также устраняется, мост не в ее собственности, она его не строила.

Бумажные решения о демонтаже моста накопленные в ходе многолетней переписки чиновников и железнодорожников носят рекомендательный характер. Кажется, «переговорщики» уже и сами запутались, кто кому и что рекомендует. Совещательный ресурс давно исчерпан, пешеходы в опасности, но никто не принимает конкретные меры.

Единственным выходом на сегодня департамент транспорта видит вмешательство правоохранительных органов. Если ситуацией заинтересуются Ространснадзор, прокуратура, и дело дойдет до суда, последний конфликт разъяснит сторонам конфликта «права и обязанности». Может, хоть по решению суда новый мост обретет своего хозяина и откроется для горожан. И тогда трагедии удастся избежать.

ЦЕНОЙ ЖИЗНИ

Случаи обрушения аварийных мостов в наши дни, к сожалению, не редкость. По данным интернет-СМИ, сегодня в стране около 70% мостов уже отслужили свой срок либо приблизились к «критическому возрасту», ведь многие конструкции были построены в первой половине XX века и в послевоенные годы и с тех пор особо не ремонтировались. Одна из первых трагедий в нашей стране произошла еще в 1977 году — обрушился пешеходный мост через железную дорогу близ вокзала подмосковного Пушкино. Мост был аварийным, о чем работники железной дороги и начальник вокзала не раз напоминали местным чиновникам, но те не реагировали. В тот роковой день на мост с двух сторон поднялись сразу два потока людей — из прибывшей и из отбывающей электричек. Случился перегруз, конструкции вместе с людьми обрушились. Одни пешеходы падали под колеса поезда, другие погибали под обломками моста. Обрушение унесло жизни более 20 человек. А в прошлом году в Екатеринбурге рухнул железнодорожный мост, у которого, кстати, не нашлось собственника.

Подобных примеров — много. Один из сайтов в Интернете даже приводит результаты независимого исследования о рухнувших мостах. Автор публикации подсчитал, что за последние пять лет произошло 56 таких трагедий, и проанализировал причины каждой из них. Во многих случаях мосты рухнули, так как были аварийными, власти об этом знали, но не принимали меры.

Однако не все регионы пускают ситуацию с мостами на самотек. Многие «добровольно» находят средства на реконструкцию. В этом году активно ремонтируют свои мосты власти Волгограда, Тверской, Ленинградской и других областей. Если же чиновники безмолвствуют, в процесс могут вмешаться Ространснадзор и прокуратура. Так, недавно Ространснадзор выдал главам Мценска (Орловская область), Дубны (Подмосковье) предписание закрыть мосты «в целях предотвращения техногенной катастрофы». Есть случаи, когда суд выносит решение о капитальном ремонте путепровода, обязывая местные власти устранить угрозу для населения.

Елена Певцова