Недоделок масса, а жалоб нет

Контроль за освоением бюджетных денег в рамках программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья в регионе недостаточен. Такой вывод в ходе аудиторской проверки четырех муниципальных образований сделала Счетная палата области в своем отчете депутатам Заксобрания.

Трех миллиардов не хватило?
Федеральная программа, стартовавшая три года назад, улучшила ситуацию в сфере ЖКХ. Только в 2010 году капремонт провели в 1253 домах, жилищные условия улучшили 1649 владимирцев, появились шесть домов малоэтажной застройки и три новых многоквартирных дома. С 2008 по 2010 год Фонд содействия реформированию ЖКХ передал области более 3 млрд рублей, еще 300 тысяч в рамках софинансирования выделил регион, свои средства вложили муниципальные бюджеты и собственники жилья; итого — почти 3,5 млрд рублей. Деньги серьезные. Но, к сожалению, не все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме.

До настоящего времени не снесены, как того требует областная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2010-2011 годах», 6 расселенных аварийных домов в Вязниках, поселках Мстера и Красная Горбатка. Не въехали в новые квартиры 6 вязниковских семей и 12 — из Гусь-Хрустального.

Не снесены и 29 аварийных домов, о которых шла речь в программе «Обеспечение проживающих в аварийном жилищном фонде граждан жилыми помещениями в 2009-2011 годах с учетом необходимости развития рынка жилья».

На область -один контролер
Счетная палата области в прошлом году проконтролировала использование бюджетных средств в рамках реализации программы Фонда. Аудиторы посетили Меленки, Красную Горбатку, Судогду и Юрьев-Польский. Практически во всех муниципальных образованиях выявлены нарушения на всех этапах капремонта домов, начиная с подготовки нормативно-правовых актов и заканчивая приемкой работ.

— Зачастую отсутствуют достоверные сведения о том, в каком состоянии находится жилое помещение и какой ремонт в нем должен быть произведен, — говорит аудитор Счетной палаты Артем Манов. — Мы сталкивались с ситуациями, когда ремонт осуществлялся вопреки интересам собственников жилья. Люди хотели провести один вид ремонтных работ, а управляющая компания навязывает им то, что выгодно ей. В первую очередь, это касается ремонта кровли. Кроме этого, органы местного самоуправления не соблюдают сроки завершения работ по капремонту, прописанные в соглашении с областным департаментом ЖКХ. Не соблюдаются требования договоров между заказчиками и подрядчиками, последние также не могут сдать объект в срок.

Почти все проверенные муниципальные образования нарушают региональное законодательство при процедуре отбора подрядных организаций и закон «О защите конкуренции», когда договоры заключаются еще до проведения процедуры отбора подрядных организаций. И многое-многое другое…

Виной тому, по мнению аудитора, является недостаточный контроль со стороны областного департамента ЖКХ.

— При капитальном ремонте домов в этих муниципальных образованиях часть работ проводилась некачественно, а нередко не осуществлялась вообще, — говорит Артем Манов.

— Больше всего нарушений — при ремонте крыш. Мы считаем, что одной из причин данных проблем является не совсем активная деятельность областного департамента ЖКХ, который является главным администратором бюджетных средств. В соответствии с требованием бюджетного законодательства именно он должен осуществлять контроль за использованием денежных средств, которые передаются им муниципальным образованиям в рамках программных мероприятий. В 2010 году департамент проверил качество выполнения работ всего в семи многоквартирных домах в трех муниципальных образованиях региона. Это всего лишь полпроцента от общего числа домов, на которых производились ремонтные работы. Такое количество мы, естественно, не можем признать достаточным. В департаменте ЖКХ всего лишь один человек уполномочен заниматься контрольными мероприятиями с выездом на место.

К жалобам глухи
По оценке Счетной палаты, общий объем работ, проведенных с нарушением требований действующего законодательства, составил 219 с половиной миллионов рублей, неэффективных расходов — 368 с половиной тысяч рублей, незаконно обогатились за счет бюджета почти на 170 тысяч рублей подрядчики в Красной Горбатке и Меленках.

Полтора месяца прошло с момента подведения итогов аудита. Результаты проверки Счетная палата направила, в том числе, и в областной департамент ЖКХ. Ответа от коммунальщиков пока нет. И что удивительно — молчит и жилищная инспекция, в то время как столы областных парламентариев пополняются жалобами избирателей на некачественно проведенный ремонт их домов.

— Непонятно, почему жилищная инспекция не видит такие серьезные проблемы, — удивился председатель комитета по экономической политике и собственности ЗС Игорь Першин. — В жилищной инспекции нет ни одного официального обращения от граждан, в то же время у каждого депутата при проведении приемов в территориях — масса жалоб. Либо не отстроен механизм обращений в жилищную инспекцию, либо здесь какая-то иная причина. Будем разбираться.

Депутаты отметили также низкую эффективность работы областного департамента: проверено всего семь многоквартирных домов за 2 010 г од. Если даже один человек, который осуществляет контрольные функции с выездом на объекты, будет этим заниматься и проверять по одному дому в месяц — уже получится 12, а не 7 объектов.

— Когда мы видим такие цифры — 0,5% проверенных объектов, мы делаем вывод, что контроля никакого нет, — подытожил Першин.
Члены комитета Заксобрания решили пригласить на одно из своих заседаний директора областного департамента ЖКХ, чтобы подробно разобраться в этом вопросе.

Юлия ДЕНИСОВА