Куда мы катимся?

В регионе с 20 февраля будут отменены несколько электричек направлением на Муром и Нижний Новгород.

Железная логика

Основной железнодорожный перевозчик Владимирской области — ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (ВВППК) — заявил, что приступает к своему плану сокращения электричек, обещанному региону еще в прошлом году. Область до сих пор не выполнила условий железной дороги по компенсации убытков от пригородных перевозок, и ВВППК начала решительно действовать. Для жителей маленьких населенных пунктов, у которых другого способа добраться на работу и учебу нет, транспортный коллапс может обернуться настоящей бедой.

Напомним, с прошлого года по новому федеральному закону заказчиком социально значимых перевозок выступает субъект РФ. Регион заказывает пассажирской компании количество электричек, их составность, направления и должен оплатить ей свой заказ, иначе компания имеет право отказаться от перевозок. Администрация Владимирской области еще в прошлом году получила от ВВППК официальное предупреждение, что вообще может остаться без «народного» транспорта, если немедленно не погасит разницу между тарифами, которые предлагает перевозчик для выхода на безубыточность, и тарифами, действующими сейчас.

Цена вопроса составляет свыше 70 млн рублей в год — столько железная дорога требует от региона в качестве компенсации за убыточные перевозки электричками. Регион
заявляет, что не может изыскать в областном бюджете такую серьезную сумму, к тому же сильно сомневается в ее экономической обоснованности. В то же время область не соглашается увеличить тарифы на проезд в электричках вдвое — тогда железная дорога получила бы желанную безубыточность, но пострадали бы простые пассажиры.

В течение всего прошлого года компромисс между ВВППК и областными властями так и не был найден. Итогом стало январское увеличение тарифов — проезд в электричках подорожал примерно в полтора раза. Прежде в области действовал тариф в 15,2 рубля за десятикилометровую зону, сейчас — в 2 рубля 26 копеек за один километр. Причем железная дорога изначально настаивала на новом тарифе свыше 4 рублей за километр, но область из-за угрозы социальных протестов снова не пошла на уступки и постаралась отделаться «малой кровью».

Однако железной дороге январского повышения тарифов оказалось мало. Как сообщили «Призыву» в пресс-службе ГЖД, с 20 февраля объем пригородных железнодорожных перевозок на территории Владимирской области сократится на 8%. Таким образом, тариф поднимется до себестоимости и будет достигнута безубыточность.

С 20 февраля выводится из расписания ряд пригородных поездов на участке Муром — Волосатая и Нижний Новгород — Вязники. Так, на участке Нижний Новгород — Вязники изменяется расписание поездов: № 6307 Нижний Новгород — Вязники, № 6301, № 6305, № 6313, № 6315, № 6323, № 6325, № 6327 сообщением Нижний Новгород — Гороховец будут следовать до Ильино.

Поезда № 6304, № 6308, № 6310, № 6312, № 6318, № 6322, № 6328 сообщением Гороховец — Нижний Новгород, № 6324 Вязники — Нижний Новгород будут следовать до Нижнего Новгорода от станции Ильино.

На участке Муром — Волосатая выводятся из расписания пригородные поезда № 6464 Волосатая — Муром, № 6473 Муром — Волосатая.

Почему нас бросают?

Сейчас в поселке Новый Быт Селивановского района — в магазинах, в детском саду и школе, да и на каждом перекрестке — тема обсуждения одна: на станции Волосатая, вокруг которой расположен поселок, появились объявления об отмене пригородных поездов на Муром с 20 февраля. Эти поезда на сегодня — единственная связь жителей Нового Быта с районным центром — Красной Горбат-кой и городом Муром. Останавливаются поезда, что называется, у каждого столба. Каждый день жители окрестных глухих деревень — Сусановская, Шульгино, Новлянка, Бурцевская, Климово, Безлесная, Михалево, Морозово и других — тоже ездили на этих поездах на работу. Теперь сотням людей выехать за пределы своих деревень будет невозможно. Ведь другого транспортного сообщения, кроме железнодорожного, на маршруте Волосатая — Муром сегодня практически нет.

С понедельника вместо двух поездов на Муром со станции Волосатая будет ходить всего один и один обратно. У жителей десятков населенных пунктов, разбросанных в лесной муромской глуши, останется только одна попытка в день, чтобы уехать на работу, учебу, в больницу, в администрацию или Пенсионный фонд за чиновничьими справками. Причем в расписании оставлены, как нарочно, рейсы самые неудобные. Отменяются поезда отправлением из Волосатой в 4.40 утра и из Мурома в 19.30 — именно они сейчас наиболее востребованы и доступны, исходя из графика работы большинства предприятий и учреждений райцентра и города.

На станции Волосатая полпятого утра не протолкнуться. Люди спешат к пока еще не выведенному из расписания поезду на Муром. Всем надо на работу. Никто не жалуется, как тяжело жить в отдаленном поселке: приходится каждый день вставать в несусветную рань, а возвращаться домой уже затемно. Никто не сетует, что до работы надо трястись в поезде полтора часа, а потом столько же обратно. Все разговоры только о предстоящей отмене поезда. «До сих пор не верим, что с нами могут так поступить. Почему нас так бросают? Хоть бы эту последнюю возможность нам сохранили, — с отчаянием говорят жители. — Этот поезд в 4.40 — наш единственный шанс нормально жить и кормить свои семьи. Отменят его — нам просто некуда будет деваться».

В поселке Новый Быт около 1200 жителей, много молодых семей с детьми. В местной средней школе учатся двести ребят, да и просторный детский сад каждый год пополняется малышами. Совсем недавно в садике открылась новая группа: детей и молодежи в поселке прибывает. А вот своей больницы в поселке нет. И предприятий, где родители могут работать, нет в Новом Быте. Вот и ездят люди «за сотню верст» в Муром. Многие, кстати, работают там именно на железной дороге.

— Я на этом поезде в 4.40 постоянно езжу на работу в Муром, -рассказывает Михаил Петров, осмотрщик вагонов. — Да что говорить, мы все тут на нем ездим! Отменят поезд — мы ж без работы останемся!

— Это точно, — подхватывает составитель вагонов Николай Кожевников. — На Муром остается только один поезд — отправлением из Волосатой в 9.38, он прибывает в город в двенадцатом часу дня, это ж почти в обед. Единственный автобус из Нового Быта на Муром, как назло, идет почти в то же время, что и этот «полуденный поезд». Будто специально нам такую пытку придумали! Ведь всем на работу с утра надо — кому к семи часам, кому к восьми! А обратно из Мурома домой в Новый Быт уехать — остается только поезд в 15.20. Для кого он? Для пенсионеров? Люди же в основном работают до шести — семи часов вечера. При этом наш самый удобный поезд отправлением в 19.30 из Мурома отменяют. На чем ездить?..

— Мне все знакомые жители нашего поселка жалуются. Им начальство сказало: хочешь работать, езди на такси, — говорит дежурная по станции Волосатая Ольга Федулова. — Такси из Нового Быта до Мурома встанет около тысячи рублей в один конец! Даже если еще с тремя -четырьмя пассажирами договориться вскладчину, вместе в одном такси ездить, сколько они за месяц накатают? Никакой зарплаты не хватит! Увольняться многим придется… А личный транспорт при наших сельских доходах есть далеко не у всех.

Перрон останется

Начальник станции Волосатая и местный депутат Татьяна Дударева вспоминает: когда она пришла сюда работать двадцать с лишним лет назад, на станции было около ста сотрудников, не считая машинистов, путейцев и вагонщиков. Сейчас осталось всего шесть человек. Когда-то с Волосатой на Муром ходил поезд из десяти вагонов. Сейчас в это трудно поверить, ведь даже на самые мощные маршруты в регионе, например, Владимир — Гороховец, выходят укороченные составы из пяти вагонов. А по линии Волосатая — Муром, которую железная дорога давно приписала к малодеятельной, сейчас курсирует поезд в составе всего двух вагонов — плацкартного и «сидячего», которые тянет тепловоз.

Железная дорога утверждает, что ездят в каждом вагоне всего по 8 — 9 человек, поэтому содержание состава так убыточно (на организацию движения поездов Волосатая — Муром у ВВППК уходит 12 млн руб. в год). Но жители поселка Новый Быт и сотрудники станции говорят, что этот поезд гораздо более востребован. А летом, когда к числу постоянных пассажиров прибавляются дачники, два вагона утреннего и вечернего рейса и вовсе идут под завязку. Мест не хватает, люди стоят даже в тамбурах и переходах между вагонами. Но если эти пару вагонов и вовсе отменят… «На обочине» железной дороги окажутся, в первую очередь, самые незащищенные — инвалиды, пенсионеры, дети и молодые семьи скромного достатка, не имеющие личного транспорта. Причем счет «пострадавших» пойдет на тысячи людей.

Волго-Вятская компания оправдывается тем, что ее решение об отмене поездов не было неожиданным и единоличным. Решение обсуждалось давно и в итоге было согласовано с администрацией Владимирской области, которая полностью одобрила отмену. Региональные власти сами посчитали ряд железнодорожных маршрутов на своей территории
невостребованными и решили, что без потерь смогут заменить их автобусными. По информации департамента транспорта, «в случае необходимости состоится организация дополнительных рейсов на междугородных автобусных маршрутах «Красная Горбатка -Муром» и «Ковров -Муром». Но жителей Нового Быта и окрестных деревень это не сильно обнадеживает. Их поезд отменят уже с понедельника, а департамент, видимо, даже рассматривать «необходимость организации» автобусов еще не начал. Эту ситуацию уже проходили жители Гусь-Хрустального района: когда в регионе отменялись поезда в направлении станции Тумская, переговоры о выделении дополнительных автобусов на Курлово длились около полугода, а люди все это время страдали.

Поэтому жители Ковровского, Селивановского и Муромского районов — постоянные пассажиры поезда на Муром — сейчас настроены решительно. Пассажирка Наталья Белоусова вспоминает ситуацию пятилетней давности, когда железная дорога также пригрозила отменой рейса. Жители поселка Иваново-Эсино Ковровского района выходили протестовать на рельсы, после чего поезд им вернули. Но тогда обстоятельства были другими. Железная дорога принимала решения в одиночку. А сейчас заказчик пригородных перевозок — область, и спрашивать за отмену поездов, в самом деле, по закону надо не только с перевозчика, но и с властей региона.

Между двух огней

Второй год ВВППК и Владимирская область не могут договориться. А жители придорожных населенных пунктов оказались в споре двух хозяйствующих субъектов, словно между двух огней.

Как сообщает Горьковская железная дорога, она и Волго-Вятская ППК в качестве альтернативы предлагали Владимирской области сохранить существующее пригородное сообщение, заложив средства на полную компенсацию выпадающих доходов в бюджет региона, поскольку именно такой подход рекомендует правительство РФ. Но область, не найдя средств, сама согласилась с сокращением электричек.

Кроме того, железная дорога оправдывается, что область может рассчитывать на федеральные субсидии. Еще в прошлом году федеральный бюджет запланировал 25 млрд рублей на компенсацию убытков железной дороги. Но, с другой стороны, в регионы пока была направлена лишь малая часть этих денег. И многие субъекты РФ, как и Владимирская область, стали заложниками ситуации. Повышение тарифов на проезд и отмена электричек сегодня происходят массово по всей стране.

При этом железная дорога — хозяйка положения — по-прежнему называет себя социально ответственной компанией и не считает, что ущемляет права пассажиров. Напротив, РЖД утверждают, что всячески заботятся о гражданах и идут навстречу регионам. Так, в пример РЖД приводят недавнее решение предельно уменьшить стоимость своих услуг по эксплуатации, обслуживанию, ремонту и аренде подвижного состава. Это уменьшило сумму компенсируемых регионами расходов на 9 млрд рублей в целом по стране. Куда уж меньше, резюмируют «дорожники», перевозчики и так делают щедрые скидки, а скупые регионы почему-то отказываются платить и сами создают проблемы своим жителям…

В то же время руководство железной дороги не скрывает, что за последнюю неделю в связи с предстоящей отменой поездов в Единый информационно-сервисный центр РЖД поступили уже десятки гневных писем и жалоб от жителей Владимирской и Нижегородской областей. Причем нижегородцы протестуют даже активнее, чем владимирцы. На все жалобы железная дорога в очередной раз заявляет, что инициатива отмены электричек исходила не от нее, а от областных властей: «К сожалению, в администрации Владимирской области возобладало мнение, что перевозки по железной дороге слишком дороги, а пассажиропоток со станции Гороховец, остановочного пункта Галицкая и станций участка Гороховец — Вязники в направлении Нижнего Новгорода и Дзержинска незначительный и может быть перевезен другими видами транспорта». В то же время железная дорога сообщает, что готова вернуть в расписание все поезда — сразу, как только Владимирская область заплатит.

Скатертью дорога

У жителей региона, которые не столь часто пользуются электричками, сегодня мнения разделились: кто-то считает железную дорогу «тираном», который на правах богатого монополиста понуждает бедные регионы платить непомерную дань и шантажирует население транспортным коллапсом. При этом перевозочному бизнесу неважно, что после отмены электричек пострадает «мобильность населения», люди лишатся работы, развитие сельских территорий будет загублено, а регионы начнут социально угасать. Ну а кто-то согласен, что пригородные перевозки сегодня — такой же бизнес, как любой другой, и железная дорога не обязана возить пассажиров себе в убыток, она имеет право требовать от регионов законную компенсацию. Поэтому в страданиях пассажиров виноваты областные власти — ведь это они отказались платить и подписались под решением урезать электрички.

Кто здесь больше прав, каждый решает для себя сам. Но, к слову, сама железная дорога свои обязательства по платежам перед Владимирской областью исполняет полностью. Как сообщается в отчете на официальном сайте ГЖД, за 2011 год она перечислила Владимирской области 553 млн руб. налоговых выплат. При этом наш регион не смог изыскать для перевозчика 70 млн рублей, чтобы сохранить для жителей все пригородные маршруты…

Однако Владимирская область настаивает, что сумма компенсации в десятки миллионов рублей в год для нее непосильное бремя. К тому же расценки железная дорога выставляет весьма немалые. Уже сегодня проезд в междугородных автобусах стоит гораздо дешевле, чем в пригородных электричках. И ясно, что в ближайшее время на жесткие условия железной дороги регион не поддастся и деньги ей просто так не отдаст. А значит, не исключены новые ответные действия перевозчика. И несколько электричек, которые исчезнут из расписания с 20 февраля, могут стать не последними в списке на сокращение в этом году.

Справка

ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» было учреждено 31 августа 2009 года органами власти Нижегородской и Кировской областей и ОАО «Российские железные дороги». Владимирская область в состав учредителей не вошла. После оплаты акционерами уставного капитала и одобрения общим собранием акционеров условий заключаемого с ОАО «РЖД» агентского договора 1 декабря 2009 Общество приступило к хозяйственной деятельности. С 1 января 2011 года Общество получило статус самостоятельного перевозчика и приступило к перевозке пассажиров в пригородном сообщении на всем полигоне Нижегородской, Кировской, Владимирской областей.

Елена Певцова