Ковров был и Грозным, и дядей Ваней

В канун Великой Отечественной войны, в 1940 году, на экраны вышел новый фильм режиссера Всеволода Пудовкина с лаконичным названием «Суворов», посвященный жизни прославленного полководца графа Александра Васильевича Суворова – нашего земляка.

Кашевар Суворова
В отличие от большинства военно-исторических кинокартин там практически полностью отсутствовали батальные сцены, но зрители получали сильное впечатление, главным образом, от блестящей игры актеров. Покорен фильмом был и самый главный кинолюб страны Советов товарищ Сталин. По его указанию работа Пудовкина получила Сталинскую премию — аналог Государственной премии. Конечно, «примой» ленты был Николай Черкасов, исполнявший роль графа Суворова-Рымникского, но и его киноокружение также оказалось на высоте.

Роль денщика и любимца фельдмаршала Прошки, который был для Суворова и опекуном, и поваром (отменно готовил гречневую кашу — любимое блюдо Александра Васильевича), и нянькой, мастерски сыграл, как указано в титрах, «орденоносец Георгий Ковров». О происхождении этого актера до сих пор ходят легенды, согласно одной из которых его биография непосредственно связана с Владимирским краем.

Почему актер театра и кино Георгий Иванович Кувшинов выбрал для себя сценический псевдоним Ковров сегодня, пожалуй, уже не знает никто. Но его связи с Ковровом и Ковровским уездом очевидны. Малоизвестный факт: Антон Павлович Чехов по предкам своей матери Морозовым являлся потомком крестьян Хотимльской волости Ковровского уезда. И неудивительно, что среди нескольких литературных псевдонимов писателя-классика был и такой: Михаил Ковров (или М.Ковров). Эта деталь уже давно подмечена литературоведами. Не приходится сомневаться, что Кувшинов тоже был или родом из Ковровского края, или же, что более вероятно, имел там близких родственников.

От Волги до Кавказа
Точно известно, что Георгий Кувшинов начал карьеру актера в 1907 году в 16-летнем возрасте в Ярославле, в старейшем российском провинциальном театре. К началу XX века ярославский театр, основанный еще в 1750-м легендарным Федором Волковым, был знаменит на всю Россию как один из лучших. На его сцене начинали свой путь Любовь Никулина-Косицкая, Пелагея Стрепетова, Иван Москвин, Леонид Собинов. В 1900 году именно в Ярославе прошли торжества по поводу 150-летия российского театра.

В провинциальных театрах от Волги до Вологодчины и Северного Кавказа молодой актер Кувшинов выступал целое десятилетие вплоть до начала гражданской войны. Уже тогда он был известен публике не под своей настоящей фамилией, а как Георгий Ковров.

Кстати, именно в ту пору актер Ковров сыграл одну из главных ролей в известной пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня» — Ивана Войницкого (дядю Ваню). Свою сценическую карьеру Ковров-Кувшинов начал всего лишь три года спустя после смерти Чехова и, видимо, хорошо знал о его ковровских корнях. Поэтому весьма возможно, что в память о земляке и безвременно скончавшемся классике юный актер и взял себе один из псевдонимов писателя — Ковров.

Человек из народа
В 1919 году Георгий Ковров перебрался в Москву. Там он выступал на сценах различных театров, в том числе в бывшем театре Корша, в Театре революции (нынешнем Московском театре имени В.Маяковского) и в Театре имени Моссовета, в конце концов, войдя в состав труппы Малого театра, где проработал ровно четверть века.

Провинциальный актер старой школы, Ковров-Кувшинов отлично «вписался» в новый театральный репертуар, одним из первых успешно воплотив на сцене образ героя гражданской войны. Так он сыграл роль Караваева в драме Фурманова «Мятеж», Вершинина в пьесе Вишневского «Бронепоезд 14-69», Бес-сменова в «Мещанах» Горького, Дерюкова в «Нашем современнике» Паустовского.

Впрочем, актеру с дореволюционным стажем охотно давали роли и в классике, например, Досужева в «Доходном месте» Островского, Андрея Белугина в комедии того же автора «Женитьба Белугина», почтмейстера Шпекина в «Ревизоре» Гоголя.

По большей части амплуа Коврова были так называемые «люди из народа», хотя ему довелось представлять выходцев из самых разных социальных слоев: героя обороны Порт-Артура генерала Кондратенко и даже царя Ивана Грозного в пьесе Алексея Толстого «Иван Грозный».

Путь в кино
В середине 1920-х гг. Георгий Ковров дебютировал в качестве киноактера в тогда еще немом кинематографе. Одна из его первых ролей -исправника в фильме режиссера Сергея Митрича о прошлой и новой жизни советского села «Бабий лог», премьера которого состоялась в 1925 году. Затем последовала роль Собина в шпионской драме режиссера Юрия Желябужского «В город входить нельзя» 1928 года. В том же году Ковров исполнил одну из ролей в фильме «Хромой барин» режиссера Константина Эггерта по мотивам одноименной повести Алексея Толстого.

В 1930 году Коврову доверили важную роль Степана Астахова в первом кинофильме по роману Шолохова «Тихий Дон» режиссеров Ольги Преображенской и Ивана Правова (в 1933-м эта кинолента была озвучена задним числом). В 1935-м Ковров сыграл роль капитана торгового флота Меркулова в приключенческом фильме «Путь корабля», посвященном героической работе водолазов «ЭПРОНа». В 1940-м последовала роль Прошки в кинокартине «Суворов». В 1944-м Ковров исполнил одну из ролей в киноповести Сергея Герасимова «Большая земля», посвященной трудовому подвигу уральцев в годы Великой Отечественной войны (кстати, в США, где этот фильм демонстрировался в рамках культурного обмена, эта картина называлась «Уральский фронт»). Георгий Ковров продолжил сниматься и в послевоенные годы. Так, в 1956 году он сыграл роль в кинофильме режиссера Татьяны Лукашевич «Крылья» по пьесе Корнейчука, где едва ли не впервые в СССР была публично затронута тема необоснованных политических репрессий 1930-х гг.

Последнюю роль в кино актер-ветеран сыграл в фильме «Поэма о море» (его премьера состоялась в 1958-м) режиссера Юлии Солнцевой по сценарию Александра Довженко, посвященного строительству Каховской ГЭС. Переселение из родного села, которое подпадает под зону затопления, становится для старика Максима Тарасовича Федорченко, героя Коврова, настоящей трагедией. Всего же в кино Георгий Ковров сыграл более полутора десятков разноплановых ролей, в том числе императора Александра II в историческом фильме «1881».

И хотя театральные и кинокритики не раз вспоминали о дореволюционной школе Коврова-Кувшинова, порой ставя ему в вину увлечение внешними эффектами и недостаточное проникновение в глубинную сущность образов, заслуги актера-ветерана были высоко отмечены властью. В страшном 1937 году его наградили орденом «Знак Почета», а в 1949-м — орденом Трудового Красного Знамени. В том же 1949-м Георгию Коврову присвоили высокое звание народного артиста РСФСР.

Георгий Иванович Ковров-Кувшинов, «тезка» третьей оружейной столицы России, скончался 8 июля 1961 года в возрасте 70 лет и был погребен в колумбарии кладбища московского Новодевичьего монастыря. На плите из белого мрамора он тоже значится как под своей настоящей фамилией, так и под творческим псевдонимом, которым пользовался более полувека.

Николай ФРОЛОВ