Дороги — забота общая

«Дороги ценятся покрытием, а не направлением», — шутят водители.И мечтают дожить до того времени, когда подобные шутки уйдут в прошлое. А вот на вопрос, как быстро это произойдет, наиболее компетентный ответ дал начальник управления автомобильных дорог администрации Владимирской области — ГБУ «Владупрадор» Михаил Федорович Климов.

Осторожные оценки

Сначала оценим ситуацию с дорогами области. В целом она лучше, нежели во многих других территориях России, считает Михаил Климов. Судит он не только по своим впечатлениям, но и по выводам специалистов — коллег из других регионов. Тем не менее, проблем, безусловно, хватает. В первую очередь, это связано с хроническим недофинансированием отрасли. Скажем, в прошлом году от необходимого, по нормативам, объема средств на содержание дорог было выделено 36,8%, на ремонт — 8,2%, на капитальный ремонт -всего 0,8%. Цифры нынешнего года разнятся ненамного.

Возможно, тенденция будет переломлена в связи с появлением в области Дорожного фонда, формирующегося за счет акцизов с продажи автомобильного топлива и транспортного налога — деньги из него целевым образом пойдут на строительство и ремонт дорог. Это старая практика когда-то неплохо себя зарекомендовала, однако пока профессионалы не спешат бить в литавры.

— Мы еще не можем сказать, что новации принесли кардинальные изменения, — дал оценку Михаил Федорович. — И прогнозировать сложно: начало года — средств в Дорожном фонде немного, поэтому мы частично авансируемся из областного бюджета.

Осторожность в оценках понятна — ожидания и действительность не всегда совпадают. Оптимисты, впрочем, сулят хорошие перспективы: если ничто не помешает работе фонда, то уже в 2015 году его денег хватит на содержание дорог по нормативу.

— Полагаю, более реально говорить о 2017-2018 годах, — поправляет прагматичный руководитель «Владупрадора».

С одним явным плюсом появления фонда, однако, спорить не приходится. Если прежде деньги, которые не успели освоить дорожники (что случалось, учитывая изъяны федерального закона о торгах и задержки финансирования из центра), списывались со счетов по истечении года, то теперь они сохранятся в фонде, и их можно использовать в дальнейшем.

Тяжелое наследие муниципалов

А вот объем работ у «Владупрадора» прибавился. С нынешнего года к области отошла значительная часть бывших муниципальных дорог. Это ни много ни мало — почти 3000 километров. Весной-летом еще только предстоит определить, в каком они состоянии, но любому владимирцу, хоть скольнибудь поколесившему по области, понятно: дороги эти преимущественно аховые. Что понятно: последние пять лет, когда они находились на финансировании у местных властей, вложения в них были скудные. Хотя, надо отдать должное, в некоторых районах дороги содержались прилично. Теперь ими займется «Владупрадор», но особых чудес в нынешнем году ожидать не стоит, в лучшем случае будет произведен «ямочный» ремонт. Более объемных работ, с учетом оценки состояния этих дорог, следует ожидать в 2013-м и последующих годах.

Что касается других дорог областного подчинения, то даже при более чем скромном объеме финансирования «Владупрадор» находит возможности решать довольно масштабные задачи. Можно перечислить лишь некоторые объекты, работы по которым намечены на нынешний год. Это продолжение строительства муромского обхода, завершение обхода деревни Злобино в Меленковском районе, возведение моста через реку Черная под Юрьев-Польским… Кстати, мост этот будет оригинальной конструкции — арочной, из профилированного оцинкованного металла. Такой на Владимирщине строят впервые. При других достоинствах он еще и более экономичный — обойдется в 45 миллионов, в то время как обычный обошелся бы почти в два раза дороже.

Начнем с себя!

В кабинете Михаила Федоровича — карта области. Во всю стену. На карте — красные линии. Это — будущие дороги. На их месте пока леса, поля, кочкарники…

— Когда закончим обход д.Злобино, переключимся на строительство обхода вокруг Бараков, — Михаил Климов показывает на красную линию, убегающую по южному направлению от Владимира. — Сейчас в этом поселке сложная ситуация: потоком идут большегрузы, легковой транспорт, движение очень интенсивное. Обход уже начинали строить несколько лет назад, потом «заморозили», не было средств. Сейчас надо к этому вопросу возвращаться.

Такие же проблемы — в Александрове и Киржаче. Обилие не только местных, но и транзитных, преимущественно московских, машин парализует городские дороги. Перегружены транспортные артерии Покрова и Коврова. Необходимо строить объезды вокруг районных центров. Так что планов и работ — на многие годы вперед.

А есть еще много других задач, тоже актуальных. Например, появление на дорогах области огромных тяжелых евро-фур нарушает дорожное покрытие — появляется так называемая колейность. Учитывая, что из-за несовершенства действующего законодательства сейчас не работает весовой контроль, противостоять этому явлению можно только за счет ремонта дорог с применением новых технологий. Да только ли это!

— Устанавливаем новые дорожные знаки, и с начала охотничьего сезона они оказываются изрешеченные пулями: стрелки, видишь ли, развлекаются! — возмущается Михаил Климов. — А каждый такой знак — 8 тысяч рублей!

Или вот для удобства автомобилистов «Владупрадор» устанавливает вдоль трасс мусорные контейнеры. Но пользуются ими отнюдь не только водители: с пакетами и коробками спешат дачники с ближайших садовых участков, придорожные торговцы — словом, все, кому не лень. В результате только за вывоз мусора дорожники вынуждены отдавать соответствующим службам миллионы рублей!

«Все это мелочи!» — скажете вы. Возможно. Но из мелочей тоже складывается общая картина. Один не заплатил транспортный налог. Другой перегрузил фуру. Третий пустил картечь в дорожный знак. А кто-то выкинул пакет туда, куда не следовало бы. Но при этом все мы хотим ездить по хорошим дорогам. Так давайте не только об этом мечтать, но и делать — сообща.

Михаил Майоров