Грамота с помощью рук

Всё, что скажет преподаватель – Ирина перескажет пальцами. Такой ручной болтовне – о технике, электронике и формулах – она предаётся по шесть, а то и восемь часов в день. Раньше уставали руки, но за десяток лет работы привыкла как-то. В университете их всего двое – кто доносит знания до слабослышащих студентов.

ИРИНА ГОЛОВА, СУРДОПЕРЕВОДЧИК ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ ПРИ ВЛГУ:
Т.е. бегает из группы в группу. Где предметы попроще, лабораторные – там ребята могут помочь. Там ребята переводят.

Из-за необходимости переводить – времени на изучение тем уходит больше. Но отдача такова, что компенсирует потери в разы. Это звучит странно – но группа слабослышащих студентов, можно сказать – подарок для преподавателя.

ВАЛЕРИЙ АФОНИН, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ВЛГУ:
Они всё-таки, в отличие от обычных студентов — прилежнее, добросовестнее. Поскольку понимают, что им нельзя допускать тех, там: пропуски, развлечения, какие допускают обычные студенты.

Это редкость сегодня – но они, правда, хотят учиться.

ТАТЬЯНА КАШКОВА, СТУДЕНТКА ВЛГУ:

Папа говорит – поступай, как хочешь. Или платно, или бесплатно — но ты по-любому будешь учиться. Образование обязательно будешь получать.

Это желание дети-инвалиды в России могут удовлетворить только в трёх ВУЗах страны – в Москве, Новосибирске и во Владимире. В частности в ВлГу учится более 300 студентов с ограниченными возможностями. И если сегодня это в основном слабослышащие ребята, в дальнейшем ВУЗ намерен набирать группы слабовидящих студентов и инвалидов-опорников. А недавнее объединение «политеха» с «педом» может расширить список специальностей. К автоматизации, информационным системам и управлению информатикой в технических системах прибавится что-нибудь от гуманитариев.

ИГОРЬ ЕГОРОВ, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ ПРИ ВЛГУ:
Ну, были намерения даже строить специальный корпус на территории университета, были такие намерения. Ну, вот останутся они или нет — не известно.

Главный вопрос сегодня – это финансирование. Если люди могут работать на энтузиазме – например, сурдопереводчиком за пять тысяч рублей – то делать ремонт и закупать технику без денег не выйдет. Проекторы в аудиториях, компьютеры, оборудование для дистанционного обучения — это залог успеха в обучении инвалидов. Задатки у нас есть. Вопрос — получится ли развить.

Валентина Ивакина, Александр Кондрашов.