Взятка в рассрочку

Новый закон примут для тех, кто рискует своими деньгами при ловле взяточников.

Поймать за руку
Новый законопроект, уже принятый Госдумой в первом чтении, должен облегчить задачу поимки взяточников с поличным. Он изменит порядок хранения, а также возврата законным владельцам их денег и ценностей, признанных вещественными доказательствами в уголовном деле.

Поймать взяточника за руку — сегодня один из основных способов выявления взяток. К примеру, бизнесмен, с которого чиновник тянет мзду, обращается в правоохранительные органы и участвует в поимке вымогателя с поличным. Бизнесмен передает ему свои помеченные деньги, и после задержания чиновника они, как вещдоки, хранятся в деле до вступления приговора в законную силу. А бизнесмен ждет их возврата долгие месяцы и даже годы.

Из-за этой громадной «рассрочки» коммерсантам иногда легче просто дать чиновникам «на лапу», чем связываться с блюстителями порядка. Именно это обстоятельство затрудняет пресечение взяточничества на всех уровнях. Та же ситуация с коммерческим подкупом в бизнес-структурах. Словом, очевидно, что назрело принятие иных мер борьбы с коррупцией.

— Новый закон разрешит следователям возвращать деньги их владельцам в короткие сроки — еще до суда, на стадии расследования дела, — объясняет начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции областной прокуратуры Роман Фонарев. — Считаю, законопроект поможет реально усилить борьбу со взяточничеством. Люди будут более охотно идти на контакт с правоохранительными органами, зная о том, что свои деньги они получат обратно уже в ходе расследования. Мы всегда нацеливаем граждан на содействие в выявлении преступлений. И теперь для этого появится хорошее подспорье.

Действительно, расследование коррупционных дел часто затягивается по объективным причинам. Может быть назначена судебная экспертиза, например, наиболее распространенная по делам о взятках — фоноскопическая (с анализом аудиозаписей), которая выполняется несколько месяцев. Но пострадавших-то это мало интересует: они не желают рисковать деньгами, и, в какой-то степени, их можно понять. Они неохотно сотрудничают с органами, поэтому большинство дел о взяточничестве пока возбуждается по результатам оперативно-розыскной работы, а не по обращениям граждан. А все должно быть наоборот!

Некоторые бизнесмены не идут в прокуратуру еще и потому, что сами опасаются привлечения за передачу взятки.

— Мы разъясняем гражданам, что взяткодатель, который даже после передачи взятки добровольно сообщает об этом в органы, освобождается от уголовной ответственности, — говорит Роман Фонарев. — Коррупцию можно преодолеть, только если люди будут сами обращаться в органы чаще.

Прощайте, деньги!
Ситуации, когда правоохранители привлекают для поимки с поличным деньги пострадавших, достаточно распространены. Скажем, недавно во Владимире было расследовано дело по требованию взятки в 90 тысяч рублей. Начальника ИК №3 Алексея Капустина задержали с поличным. Осужден был и посредник в передаче взятки -работник центрального аппарата ФСИН России. Деньги передавала начальнику колонии жена одного из осужденных за послабление режима содержания для мужа. Она сама решила обратиться в органы и собрала деньги. Следствие шло быстро, сумму вернули пострадавшей примерно через год. Но по новому закону она могла бы получить свои деньги назад еще быстрее.

Правда, речь в законе идет только о случаях, когда чиновник первым выдвинул бизнесмену требование о передаче наличных или нагло вымогал взятку. Тогда предприниматель, который помог органам взять вымогателя с поличным, имеет право на возврат средств. А если бизнесмен по собственной инициативе предлагал чиновнику взятку, предварительно не уведомив правоохранителей, деньги обращаются в доход государства, как имущество, нажитое преступным путем.

Так, недавно два оперуполномоченных ОБЭП г. Владимира были осуждены за взятку в 100 тыс. рублей от бизнесменов. Предприниматели затеяли в областном центре незаконный игорный бизнес и просили оперативников предупреждать о грядущих проверках. Информация об этом поступила в органы из оперативной разработки. Милиционеров поймали за руку при получении взятки, дали им по четыре года колонии строгого режима. Дело дошло до Верховного суда, но тот оставил решение областного суда в силе. А вот предмет взятки — 100 тысяч рублей — предпринимателям не вернули: деньги отошли государству.

Есть в законе и еще одна оговорка. Средства возвращаются владельцу, только если это не мешает дальнейшей процедуре доказывания. То есть, вернуть ли деньги, решает сам следователь, исходя из обстоятельств. По закону, он может оставить наличность в деле как необходимый для расследования вещдок.

Мздоимцев наказывают рублем
Более половины всех коррупционных уголовных дел в регионе — это дела о взяточничестве. За 9 месяцев 2011 года было совершено 700 коррупционных преступлений, которые объединены в 99 уголовных дел. И 46 дел из них — именно дела о даче и получении взяток. Если приплюсовать сюда коммерческий подкуп, то дел будет еще больше. Коррупция, несмотря на громкую общероссийскую кампанию по борьбе с ней, была и остается.

Причина в том, считает Роман Фонарев, что на сегодня еще не отработана практика применения по многим антикоррупционным законам, принятым в последние два года. По сути, эти законы еще не начали действовать в полную силу. В то же время принята достаточно крепкая и совершенная нормативная база. В ближайшие годы, когда она сполна заработает, коррупция станет сокращаться, уверен прокурор.

Одной из самых эффективных мер он считает введение антикоррупционной экспертизы всех федеральных и областных законов. Кроме того, эффективен новый механизм работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и гражданских, а также муниципальных служащих, урегулированию их конфликтов и интересов. Такие комиссии уже созданы во всех территориях.

Свою роль играет и запрет чиновникам принимать на работу в качестве подчиненных своих родственников. И, конечно, ужесточение наказания для коррупционеров. Теперь меры ответственности за взяточничество и коммерческий подкуп уравнены. К примеру, несколько лет назад по делу о коммерческом подкупе фигуранты могли получить срок до пяти лет лишения свободы, сейчас — до 12.

Другая эффективная новация — введение кратной суммы штрафов. Его называют «таблицей умножения» для взяточников. Взял, к примеру, 30 тысяч рублей — заплатишь штраф в 900 тысяч в дополнение к реальному сроку лишения свободы. Кроме того, рублем теперь наказывают и административно. Причем не только конкретного человека, но и фирму. Юридическое лицо, от имени которого действует взяткодатель или лицо, передающее предмет коммерческого подкупа, также несет ответственность за передачу денег. И наказанием ему станет трехкратная сумма взятки или подкупа, но сумма не менее 1 млн рублей.

Еще одна новая норма предусматривает ответственность юридического и должностного лица, а также индивидуального предпринимателя за трудоустройство бывшего государственного и муниципального служащего с нарушением закона. Чиновник не может просто так уйти с госслужбы в бизнес. После увольнения со службы он не должен в течение двух лет занимать должности в частных организациях, отдельными функциями управления которых он располагал, будучи чиновником. Чтобы уйти, ему надо заручиться согласием комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Новый работодатель обязан уведомить администрацию, в срок 10 дней, что принял ее бывшего чиновника. Недавно в Собинском районе ООО приняло на работу бывшего заместителя главы администрации и не уведомило об этом муниципальное образование. На организацию был наложен штраф в 100 тыс. руб., на директора компании — 30 тыс. рублей. Решение вступило в законную силу.

Законодательная база для борьбы с коррупцией создана. Осталось реализовать задуманное — и не только в судебной и следственной практике, а еще и на уровне общественного сознания. На сегодня снизить масштабы коррупции мешает правовой нигилизм граждан, считают правоохранители. Пока люди не в полной мере доверяют властям, они не готовы соблюдать и законы.

Елена ПЕВЦОВА