Волшебная нить Макоши

Объединение cобинского городского Дома культуры «Мастерица» под руководством вышивальщицы Елены Тарасовны Уховой отмечает свой первый юбилей.

Брюнетки, блондинки и жены с благородной сединой. Врачи, учителя, энергетики, специалисты соцзащиты, психологи и свободные художники. От тридцати лет с гаком до восьмидесяти с хвостиком. Бегут в Дом культуры, как на свиданье. У них все разное: опыт, темперамент, взгляд на мир. Но есть и общее — нити, канвы, пяльцы. А еще каждая немного чародейка, ведь поверить невозможно, что такая красота создана без волшебства! Явно не обошлось здесь без хитроумной Макоши — древнеславянской богини судьбы, покровительницы женских рукоделий. Это она переплела судьбы женщин — членов объединения «Мастерица», а по сути — собинского элитного дамского клуба.

— Ну, так уж и элитный! Громко сказано! — рукодельница Елена Ивановна Каштанова, энергетик с высшим педагогическим от заграничных клейм открещивается решительно, — хотя «не наши» у нас долго не задерживаются. Понимаете, в объединении сформировался интеллектуально насыщенный микроклимат. Мы не только приходим за пяльцами посидеть — мы книги и фильмы обсуждаем, о политической ситуации говорим, консультации врача и психолога получаем и, конечно, рецептами обмениваемся. А после занятия все переодеваемся и идем танцевать — Елена Тарасовна же профессиональный хореограф, много лет преподавала танец в школе, а для нас она придумала курс от профессиональной болезни вышивальщиц — остеохондроза.

— Значит, для вас вышивание не только занятие для рук?

— Да что вы? — к разговору подключается действующий врач с сорокалетним стажем и нардеп районного Совета Надежда Федоровна Смирнова. – Вышивка — это и отдых, и работа души.

Надежда Федоровна вынимает из сумки экспонаты в багетах, приготовленные к юбилейной выставке. Спаситель и Пресвятая Богородица смотрят не в глаза — прямо в души. Женщины подходят, с интересом разглядывают вышивки крестом и бисером, оценивают. Зависти и соперничества нет — в «Мастерице» каждый профи в своей технике.

— Кстати, а каким техникам вас Елена Тарасовна обучила? — интересуюсь у собравшихся на занятие женщин.

— Это и крест, и разные виды глади, и графика, — подключается к разговору закончившая владимирский худграф Людмила Николаевна Забара. Она выкладывает свои работы в технике графической глади. Передо мной портрет известного местного поэта Алексея Сергеевича Труфилова. Все, как положено, — тени, полутени, блики. Только прорисованы они не красками, а тончайшей нитью, да еще и расщепленной на волокна.

Воспитанницы Елены Уховой достигли зримых высот. Начинали с традиционного крестика, но сегодня все вышивают художественной гладью, довольно точно передающей живопись с тонкими цветовыми нюансами, шьют бисером, лентами, пробуют себя в графике. А Елена Тарасовна — педагог терпеливый и доступно объясняющий: ученицы на нее не нарадуются.

Занимается Елена Ухова прикладным искусством более 10 лет. В ее активе — около 30 выставок в залах Владимира, Иванова, Вязников, Гороховца, Торжка, Мурома, Заволжска, Твери, Сыктывкара, Чебоксаров, Санкт-Петербурга и Москвы. Ее встреча с волшебной нитью случилась в 2001 году, когда Елена Тарасовна волею судеб попала на мастер-класс известной владимирской вышивальщицы, обладателя медали императорского ордена Святой Анны, неоднократного лауреата всероссийских и международных выставок Клары Семеновны Сухаревой и была приглашена в ее школу-студию «Мир красоты» Владимирского областного центра народного творчества. Так для Елены Тарасовны распахнулись двери в новый мир — она принялась вышивать, увлеченно и самозабвенно. Из-под ее рук рождались настоящие картины -натюрморты, портреты, пейзажи. В 2004 году работы способной ученицы (в числе творений школы-студии «Мир красоты») экспонировались на московской IV Всероссийской выставке-конкурсе «Вышитая картина» и были отмечены дипломом. Потом последовало участие и дипломы от V Всероссийской выставки-конкурса «Вышитая картина», I Всероссийской выставки «Искусство современной вышивки», многочисленные благодарственные письма, грамоты от местных муниципалитетов.

— А когда возникла мысль учить самой? — вопрос обращаю к руководителю объединения-юбиляра.

— В 2006 году, побывав на выставке студии «Мир красоты» и увидев мои работы, директор ДК Юрий Викторович Корольков предложил мне открыть кружок вышивки. И уже через год моя ученица Людмила Александровна Бубенова принимала участие в V Всероссийской выставке-конкурсе «Вышитая картина», а в 2009-м на юбилейной выставке школы-студии «Мир красоты» были представлены лучшие работы собинских вышивальщиц Евгении Юрьевны Курузовой, Людмилы Николаевны Забары и Маргариты Ивановны Корольковой.

— Как вы думаете, для вышивания нужны особые качества или шанс научиться есть у каждой женщины?

— Без сомнения, у каждой. Чем наши современницы хуже прабабушек, которые начинали готовить приданое с семи лет? Вышивали одежду для праздников и будней, скатерти, полотенца, салфетки. Вышиванию покорны все возрасты. Вдохновляет пример моей 82-летней ученицы Маргариты Ивановны Корольковой. Ее сказочные сюжеты дышат любовью и радуют детей и внуков, а исполнение поражает филигранностью и жизнеутверждающей цветовой гаммой.

Человек соединен невидимой нитью с плодами своих трудов, считали древние славяне: доброе дело удлиняет нить судьбы, злое — укорачивает. А искусным вышивальщицам — жрицам богини Макошь — приписывали способность с каждой новой вышивкой продлевать свои лета. Эту магическую взаимосвязь не в силах разрушить все времена.

Наталья КОМАРОВА