Власть должна говорить с людьми честно

Любая ответственность должна быть подкреплена не только полномочиями, но и материальными возможностями. Этот простой и очевидный принцип в современной российской системе управления фактически нарушен. Руководитель местной администрации чаще всего бессилен разрешить большинство проблем вверенной ему территории и принужден уповать на вышестоящую милость.

Жизнь по «остаточному принципу» для любого районного города означает коммунальное неблагополучие. Обратные случаи редки, и это исключения, на фоне которых общие тенденции становятся еще более очевидными. Два года назад Гусь-Хрустальный в этом смысле мало чем отличался от других территорий — неоправданно высокие платежи (как следствие несовершенной системы управления тепловым хозяйством), отсутствие горячей воды в летнее время, очередь из жалобщиков на пороге кабинета главы города. Вполне возможно, что и по сей день это было бы так, но история знает такое понятие, как «фактор личности». В этом смысле гусевчанам повезло: после того как двое предшественников нынешнего главы отказались от исполнения своих обязанностей, так и не отыскав путей решения городских проблем, появился человек с готовыми решениями, опытом и волей для проведения их в жизнь.

Полномочия без возможностей

Общественное устройство можно считать справедливым только в том случае, если потребности каждого конкретного человека находят отклик в институтах власти и заставляют работать ее механизмы. Но что для нас власть и где ее искать? Случаи, когда рядовые доярки и рабочие решают свои проблемы путем прямого обращения к высшему руководству страну (например, в рамках телемостов с президентом или премьер-министром) все-таки являются эпизодами. Как правило, за решением насущных, жизненно важных проблем человек отправляется на местный уровень, с которого и спрос за все: текущие крыши, гнилые трубы, холод в квартирах.

— 73% россиян проживают в городах, но всего лишь 17% полномочий органов местного самоуправления подкреплены финансированием, — констатирует глава города Гусь-Хрустального, Юрий Гришкин. — Нормально ли то, что для капитального ремонта крыши или замены инженерных коммуникаций мы вынуждены запрашивать средства в Москве, не имея при этом прямого выхода на федеральные структуры? Посредником в данном случае выступает бюрократическая машина, которая невосприимчива к нашим задачам и пожеланиям. Как результат — государство чаще всего нас не слышит. Зато в полную силу «кошмарят» местную власть органы государственного надзора. В среднем за год мы получаем около 6000 писем, рекомендаций, требований от различных инстанций, большую часть из которых невозможно исполнить. Вместе с этим именно глава города является олицетворением власти для большинства людей, которые не разбираются, кто на каком уровне и за что должен отвечать. Слабость муниципалитета бросает тень на всю властную вертикаль, ведь человек понимает ситуацию так, что до «царя далеко» и он никому не нужен со своими проблемами.

Наиболее острым вопросом для Гусь-Хрустального, как и для большинства небольших российских городов, является жилищный. Остроту подогревает большое число аварийных домов (хотя и не все из них по факту признаны таковыми). Для того чтобы ликвидировать очередь и дать гарантию безопасности тем, кто сегодня обитает в истлевающих трущобах, необходимо построить или изыскать во вторичном фонде около 1600 квартир. Цена вопроса около 5 миллиардов рублей — в текущем году город получил на эти цели из федерального бюджета17 миллионов. И все-таки впервые за 35 лет, в 2010-м город смог выделить очередникам 17 квартир. Часть денег, необходимых на эти цели, удалось изыскать в местном бюджете, сыграло роль и то обстоятельство, что участки под строительство социального жилья выделялись на льготных основаниях — это позволило уменьшить конечную стоимость квадратного метра. Не все так безнадежно и в плане дальнейших перспектив решения жилищного вопроса, которые в первую очередь связаны с программой малоэтажного строительства. В Гусь-Хрустальном не так много участков, пригодных для возведения высотных зданий, этому препятствует близкое залегание грунтовых вод и, как следствие, развитие карстовых процессов. Поэтому здесь, как говорится, «сам Бог велел» вести застройку домами коттеджного типа. В настоящий момент сформировано 4 земельных участка под строительство 1700 квартир (полторы тысячи предполагается именно в малоэтажном фонде). Для вступления в программу потребуется сложная организационная работа, но городские власти к ней готовы, и если необходимые средства будут выделены, то к 2015 году жилищный вопросв Гусь-Хрустальном лишится прежней остроты.

Несколько сложнее обстоит дело с капитальным ремонтом, проведение которого сегодня фактически невозможно без федерального финансирования, тогда как ответственность за состояние жилого фонда законом возлагается на муниципальные власти. Для того чтобы получить деньги из Москвы, город пошел на выполнение необходимых условий -более 100 домов вошли в состав новообразованных ТСЖ, однако в ответ на заявку в 250 миллионов рублей Гусь-Хрустальный получил только 4,7 миллиона.

— Я сам уговаривал людей вступать в ТСЖ, и, естественно, когда обещанные деньги не пришли, они стали задавать вопросы городской власти, — говорит Юрий Гришкин. — К сожалению, мы немногое можем в этой ситуации — здесь один из примеров того, как вместо эффективной действенной силы местная власть чаще всего выступает в роли беспомощного «ответчика» за чужие действия. Власть должна быть честной с человеком, иначе, утратив доверие, она не сможет эффективно работать.

Эффективная система как панацея

Одна из центральных проблем городского хозяйства, которую ныне работающему главе принципиально удалось решить, — теплоснабжение. Осенью 2009 года (на момент начала работы Юрия Гришкина на посту руководителя города) в Гусь-Хрустальном эти функции осуществляли две частные компании, одна из которых вскоре покинула город, а вторая (ВОТЭК) через некоторое время перешла под контроль городских властей, которые заполучили контрольный пакет ее акций. Это явилось революционным шагом, ведь компания из структуры, заинтересованной в первую очередь заработать на городе, вернулась в то состояние, в каком и должна находиться, -ответственного производителя и поставщика тепловой энергии. Очень скоро существенно сократились расходы на производство и подачу тепла, начали разрешаться противоречия между жителями, которые справедливо не хотели оплачивать чужие потери, и новым руководством ВОТЭК. Для того чтобы урегулировать многочисленные разногласия между энергетиками и управляющими компаниями, в городе была создана кризисная комиссия. В результате созрело решение о необходимости перехода жителей на прямые договоры с тепловиками без чьего-либо посредничества. После установки приборов учета и введения эффективного контроля со стороны городских властей многомиллионные прибыли ВОТЭК остались в прошлом — 2010 год компания закончила с убытком в 111 миллионов рублей. Теперь ее руководство стремится обеспечить такую эффективность предприятия, которая позволила бы в существующих условиях работать с положительным балансом.

Для того чтобы избавить город от ненужных «пассажиров» в лице посредников и недобросовестных исполнителей муниципального заказа, руководство города пошло на создание службы единого заказчика. Она контролирует выполнение более 700 контрактов, которые город ежегодно заключает с частными подрядчиками. Появление службы позволило добиться экономии в 12 миллионов рублей: компании, завышавшие расценки, попросту перестали участвовать в конкурсах на выполнение муниципальных заказов.

Прямая связь с каждым конкретным человеком и эффективная реакция на его пожелания — эти задачи призвана сегодня выполнять круглосуточная диспетчерская служба «123». Каждый звонок жителя регистрируется. Кроме того, с момента телефонного сигнала начинается, например, период перерасчета в том случае, если комиссия установит, что температура в квартире ниже нормативной. Также всегда можно отследить оперативность реакции соответствующих служб, ведь каждая жалоба четко фиксируется по времени.

Для того чтобы контролировать финансовые потоки внутригородской коммунальной сферы, создан Единый городской информационно-вычислительный центр, учредителями которого являются все соответствующие предприятия города и администрация. С недавнего времени жители получают единую платежку — хотя пока что не обходится без ошибок и недочетов, уже сейчас понятно, что это рационально и удобно для людей.

Руководство города смотрит дальше — необходимо перестраивать всю систему теплоснабжения в соответствии с запросами времени. Сегодня в городе 29 котельных, большая часть которых строилась в свое время для нужд предприятий, а значит, в современных условиях они имеют слишком большой «холостой ход». В Гусь-Хрустальном должно остаться 9 современных автоматических квартальных котельных. Это позволит на порядок сократить потери за счет сокращения протяженности сетей, а в перспективе новая планировка даст возможность снизить тарифы в 3-4 раза. Есть правда одно «но» — эффективная система для Гусь-Хрустального стоит 660 миллионов рублей, перспективы получения которых весьма неясны. Но до того как в городе окончательно наступят лучшие дни, можно и необходимо сделать еще многое. В последние два года приоритет был отдан созданию институтов, необходимых для обеспечения прозрачности и оперативной реакции на жалобы конкретных горожан. Следующий этап — наведение порядка в работе управляющих компаний, на деятельность которых поступает немало жалоб. В том случае если в рамках сложившейся системы не произойдет кардинальных перемен к лучшему, руководство города рассматривает возможность создания единой муниципальной управляющей компании, которая будет с большей ответственностью относиться к проблемам каждого собственника или арендатора жилья.

— Коммунальная сфера города организационно достаточно сложна, но мы всегда должны отталкиваться от интересов основного потребителя — простого горожанина, — уверен глава Гусь-Хрустального. -Именно поэтому сегодня создается единая и прозрачная система работы городского хозяйства, основанная на современных принципах управления. Человек не должен оплачивать чужие потери или финансировать чьи-то проекты, реализуемые по завышенным расценкам. Кроме того, система позволяет с максимальной эффективностью реализовать крупные проекты общегородского значения, будь то реконструкция существующих систем и оборудования, или развитие нового микрорайона, если будут соответствующие полномочия и финансовые возможности. Будем надеяться, что ожидания людей (а люди ждут сегодня только конкретной помощи и реальных дел) понятны и очевидны не только нам, местной власти, но и тем, от кого зависит выделение средств из федерального и регионального бюджетов.

На сегодняшний день централизованная, управляемая и подотчетная городским властям система ЖКХ существует, пожалуй, только в Гусь-Хрустальном. Это редкий и показательный пример того, как при ограниченных возможностях существует-таки способ обеспечить людям достойную жизнь. Минувший и недавно стартовавший отопительные сезоны обходятся практически без нареканий со стороны горожан. Существующая система позволяет главе лично отслеживать реакцию на каждую жалобу, которая принимается диспетчером службы «123». В городе существует слаженная команда специалистов, работающих над общей задачей, коей является благополучие города. Ежедневно в утренние часы проходит селекторное совещание с руководителями всех коммунальных предприятий, в ходе которого они могут оперативно найти и обсудить решения текущих проблем.

Опыт Гусь-Хрустального не только заслуживает лестных оценок, но и должен стать образцом для внедрения в других городских поселениях области. Разве не заслужили наши люди прозрачной и понятной работы коммунальных служб, горячей воды круглый год и теплых квартир зимой? Правда, для воплощения этой задачи в реальность от любого руководителя потребуются воля, большое желание и последовательность, наконец, личность. Достаточно ли у нас их во власти?

Матвей Иванов