Образование высшей пробы

Владимирский институт повышения квалификации работников образования (ВИПКРО) в октябре отмечает свое 65-летие.

Сейчас в это уже трудно поверить, но в 1946 году штат института (тогда он назывался институтом усовершенствования учителей) состоял всего из пяти человек. В 1949 г. его увеличили до 14 единиц. В 50-х здесь стали проводить первые педагогические чтения. По заданию Академии педагогических наук институт проводил эксперименты по проблемам преемственности в образовании. В 60-е годы коллектив ИУУ сосредоточился на работе по апробации новых программ и учебников и переподготовке учителей.

В 70-80-е годы институт постепенно начал превращаться в научно-методический центр по работе с педагогическими кадрами. В 1986 г. в ИУУ работают уже 23 кабинета, штат увеличен до 39 методистов. В 1987 г. в структуре института создаются первые научные подразделения — кафедры, появляются собственные научные кадры. Деятельность ИУУ направлена на повышение эффективности педагогической деятельности учителя, развитие в ней творческих начал. Институт активно включается в опытно-экспериментальную работу.

90-е — годы осмысления роли института в новой социально-политической и экономической ситуации, разработка стратегии и тактики управления, которые позволили бы не потерять ни крупицы ценнейшего опыта и соответствовать духу времени. Создание научных лабораторий, открытие новых кафедр, внедрение новых педагогических технологий, разработка новых учебных планов и регионального образовательного стандарта, начало конкурса «Учитель года», практика организации всероссийских и международных конференций — этот опыт поднял институт усовершенствования учителей на новый уровень. В 2004 году ИУУ получил новое название — институт повышения квалификации работников образования. В 2009-м институту присвоено имя выдающегося отечественного педагога и исследователя, доктора педагогических наук, профессора, академика Людмилы Ивановны Новиковой.

Сегодня институт повышения квалификации работников образования — это 130 сотрудников, 10 кафедр, три лаборатории, два региональных центра — дополнительного образования и медиа-центр, который отвечает за развитие информационно-образовательной среды.

Подготовить педагога — большая ответственность. Не секрет, что требования к современному учителю постоянно растут. Он уже не просто «предметник» — человек, который дает своим ученикам знания в определенной области. Он должен быть одновременно и мудрым воспитателем, и чутким психологом, и грамотным управленцем. Сделать так, чтобы преподаватель все время шел в ногу со временем, был в курсе последних педагогических разработок, владел новыми технологиями — основная задача ВИПКРО. Для этого наряду с базовыми курсами повышения квалификации здесь постоянно проводят краткосрочные курсы по самой разной проблематике.

— С этого года все школы должны продвигать электронные формы обучения, — поясняет Галина Чикунова, проректор по учебно-методической работе. — Поэтому мы открыли, например, курс по созданию электронных учебников и пособий. Кроме того, сейчас вводится новый обязательный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», и мы набираем группы по подготовке преподавателей этого предмета. Только в этом году у нас открыто более 80 краткосрочных программ: как только возникает какая-то проблема, мы организуем курс, позволяющий найти ее решение.

Занятия, конференции, выпуск педагогических сборников, подготовка владимирских учителей к всевозможным конкурсам… В ВИПКРО стараются не просто организовать учебный процесс так, чтобы любой учитель (а за год институт посещают около 8 тысяч педагогов) смог выбрать то, что ему действительно нужно в работе. Они еще и заботятся, чтобы их подопечные эффективно усваивали полученный материал. Академический метод «лекция-зачет» не всегда подходит. Поэтому здесь практикуется деятельностный подход с приоритетом самостоятельной работы. В ВИПКРО разрабатывают собственные дидактические материалы и методические пособия, проводят вебинары, тренинги и психологические консультации.

Чтобы выдерживать этот темп, сотрудникам ВИПКРО самим приходится постоянно учиться, в том числе с помощью электронных образовательных ресурсов, а иногда и совмещать учебу с ежедневной работой. Но здесь не привыкли роптать на большие нагрузки. Ведь все без исключения сотрудники института любят свое дело и гордятся его результатами — компетентными, грамотными, готовыми к работе в условиях современной жизни учителями.

Марина СЫЧЕВА