Закрытая школа

Новый учебный год пройдет под знаком оптимизации сети образовательных учреждений региона, и под закрытие в первую очередь должны попасть маленькие сельские школы.

Дверь на замок

Вопрос эффективности школ был основным на областном совещании руководителей ОМСУ и педагогов. В этом году оно впервые проходило в режиме видеоконференции, к которой присоединились 600 учителей, директоров школ и глав территорий.

Заместитель директора департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Светлана Тетерина заострила внимание на основных направлениях политики государства в рамках реформы отрасли — инициативе «Наша новая школа». Модернизация образования должна поменять задачи, содержание и технологии обучения. Школы перейдут на новые федеральные государственные образовательные стандарты и новые СанПиНы. В соответствии с ними как городские, так и сельские школы должны быть оснащены новым оборудованием и транспортом, что потребует многомиллионных денежных вложений. Обучение в школах должно быть выстроено в трех формах: очной, очно-заочной и дистанционной.

Реализация реформы ложится не только на плечи региона, но и муниципалитетов. «Наша новая школа» должна быть построена до 2020 года, но основные преобразования городам и районам надо наметить в течение двух лет.

Удовлетворенность населения работой системы образования — важный показатель в рамках модернизации, по нему будет оцениваться каждая школа. Он складывается из доступности, безопасности, результативности образования и занятости детей в кружках и секциях. Школа имеет право на существование, если только сполна отвечает всем критериям, подчеркнул директор департамента образования Михаил Корешков. Если нет — неэффективную школу надо сокращать и детей переводить туда, где их обучат «на пять с плюсом». А сэкономленные средства направлять на развитие «качественных» школ.

Этот процесс в регионе пошел еще два года назад, но пока, по мнению департамента, оптимизация продвигается вяло (в области 88% маленьких школ против 40% по РФ и 53% по ЦФО). Хотя экономия от закрытия малокомплектных школ по региону уже составила 650 млн рублей, процесс надо ускорять.

— Даже количественный анализ сети школ показывает ее неэффективность и разбалансированность: особенности географического и демографического характера не объясняют функционирования 15 школ в Муромском районе для 900 детей, особенно в сравнении с сетью Меленковского района, где в 14 школах учатся 3000 детей, или Камешковского с 2500 учащихся, — объясняет Корешков.

Качественный анализ работы школ региона тоже получил «тройку». Качество складывается, во-первых, из питания. Однако двухразовое горячее питание среди школьников получают от 35% (максимум) в Селивановском районе до 5,5% (минимум, то есть почти отсутствие) в Камешковском районе.

— Да это почти трагедия, особенно на селе для детей, находящихся в школе на подвозе. Здесь заканчиваются и реструктуризация, и модернизация, — высказался Корешков.

Второй критерий качества обучения — возможность для ребенка пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками. В школах должны быть спортивный инвентарь, исправные раздевалки, душевые с горячей водой, туалеты в спортивных блоках. Все это в регионе работает лишь на 10%.

Третий критерий — медобслуживание. Кроме того, для качества в каждой школе должна быть создана безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями. Пока только Селивановский, Киржачский районы и город Владимир работают в этом направлении. В регионе второй год реализуется программа дистанционного обучения, с помощью федерального бюджета идет закупка оборудования.

— На этом фоне особенно непонятно выглядит позиция ряда территорий: и в школах не решают, и по детям-инвалидам своих районов идут в отказ от согласованных списков! — возмутился Корешков.

Еще один критерий качества — библиотека, едва ли не главный элемент школы. Там должны быть читальные залы, Интернет, копировальная техника и полноценная подписка. И тут регион выглядит предельно скромно. Библиотеки в школах пока просто помещения для хранения старых учебников, а не современные информационные центры.

За партой в сети

Если в школе необходимого нет, а в классе учатся до десяти человек, это явная неэффективность. Более двухсот школ в регионе — малокомплектные, что неоправданно много, по мнению департамента. В истекшем учебном году были открыты 245 классов, где обучалось до пяти человек (из них больше всего — в Петушинском районе, 67 классов). А на обучение 135 школьников этих учреждений регион потратил более 8 млн рублей в год. В этих классах — очень низкая наполняемость. А чем меньше детей в классе, тем выше стоимость обучения, учитывая затраты на содержание целой школы.
Страдает и качество. В сельских школах нет гимназических, лицейских классов и углубленной предметной подготовки. Высокий объем неэффективных расходов, отмечает департамент, в Муромском, Гусь-Хрустальном, Селивановском и Суздальском районах. За прошлый учебный год объем неэффективных расходов составляет почти 20% от общего объема средств, выделенных на образование.

По мысли департамента, содержать обширную неэффективную сеть нет смысла. Если это эксклюзивная школа и закрывать ее жалко, пусть муниципалитет содержит ее сам, а департамент «готов уважать его решение». А если нет — пусть местная власть «проводит грамотную реструктуризацию, не ставя родителей перед фактом, а решая вопрос за год, создавая условия и инфраструктуру, удобную жителям, ведя серьезную разъяснительную работу с населением».

Департамент предлагает муниципалитетам формировать так называемые образовательные округа совместно с экономическими кластерами региона. То есть единицей управления должны стать не отдельные учреждения, а сеть крупных школ, где будут распределены полномочия и ресурсы. Эти ресурсы смогут использовать школьники и педагоги разных учреждений. Небольшие, но эффективные школы должны сливаться в сеть и развивать дистанционное обучение, по которому учиться смогут дети из отдаленных территорий. Эту задачу надо решить за три года. Органы МСУ должны в ближайшее время составить программы финансирования «сетей».

Есть поводы для сомнений

Конечно, в районах далеко не все сейчас воспринимают новации на ура. Да, в сельских школах детей мало — демографический спад, отметила начальник управления образования Муромского района Нина Москвина. За последние пять лет количество учащихся в районе сократилось на 19%, почти все школы — малокомплектные. Следуя новым указаниям «сверху», количество учреждений надо крупно сокращать.

Учителя и родители воспринимают это крайне болезненно. Однако с требованиями департамента и Минобразования не поспоришь. Из 27 учреждений за последние годы в районе осталось всего 17. Одни школы закрыты, другие присоединены к более крупным. Казалось бы, куда дальше сокращать. Процесс вызывает социальную напряженность в районе, утверждает Нина Москвина. А вот расчеты экономии от закрытия школ вызывают сомнения. Должна быть более четкая, единая методика расчета неэффективных расходов. А главное, есть школы, особо значимые для населения, их нельзя закрывать ни при каких обстоятельствах, чиновники должны исключить их из числа неэффективных и оставить «жить», убеждает Москвина.

Еще один сомнительный шаг оптимизации, который школы сейчас вынуждены сделать по указанию департамента, отметил начальник управления образования Гусь-Хрустального района Дмитрий Борзенко. В школах сокращены должности рабочих по обслуживанию зданий. Теперь там нет штатных специалистов, готовых быстро устранить замыкание электропроводки или потоп. Департамент считает, что рабочие в штате содержались зачастую формально. Незачем платить им круглый год. Дешевле будет каждый раз в случае неисправности
вызывать специалистов муниципальных служб единого заказчика.

А глава города Гусь-Хрустального Юрий Гришкин отметил, что, сколько ни сокращай штаты и ни закрывай школы, все равно на местах не хватит финансов, чтобы оснастить оставшиеся крупные учреждения всем необходимым в соответствии с требованиями новых стандартов и СанПиНов. Глава не поленился и подсчитал, что на оснащение школ Гусь-Хрустального потребуется почти 560 млн рублей. И еще почти 540 млн рублей нужны на хороший ремонт. То есть свыше 1 млрд рублей требуется маленькому городу на все преобразования, которые с него потребовали. При всем желании по тем объемам средств, которые реально имеет местный бюджет, «Нашу новую школу» удастся построить лишь через 40 лет!.. А рассчитана модернизация максимум на 20 лет.

Глава считает, что выполнить все требования просто нереально. Либо надо корректировать план под возможности муниципалитета, либо давать «внешний» источник финансирования. Нынешних средств из федерального и областного бюджетов явно не хватит.

На что Гришкин получил ответ, что модернизация — это как приказ, который каждый город и район обязаны исполнять безоговорочно. При этом муниципалитеты «должны быть оптимистами и засучив рукава работать: привлекать инвесторов, собирать налоги в бюджет, развивать территории — и деньги будут»…

Елена Певцова