Вязниковцы ремонтируют «Москвич» для премьера

Автожурналист и автогонщик из Вязников Андрей Чудаков вместе со своими единомышленниками стали инициаторами возрождения в родном городе клуба «Скиф», который объединял сотни любителей автоспорта, туризма и просто активного образа жизни в 1980 — 1990-е гг.

При этом одним из направлений деятельности «Скифа» Чудаков намерен сделать восстановление ретро-автомобилей. Впрочем, сам Андрей — «фанат» по большей части лишь одной марки — «Москвич». Поэтому с «Москвичей» и решили начать.

Кто ищет, тот всегда найдет
А помог случай. Во время одного из ралли по Удмуртии в глухой деревне Андрей Чудаков и его напарник Илья Староверов случайно увидели около одного из домов «на приколе» старенький «Москвич» темно-зеленого цвета. У знатоков сразу же дрогнуло сердце. Во внешне непрезентабельном авто они сразу же распознали «Москвич-412» серии «Н». Таких машин было выпущено всего 4, и предназначались они для участия в престижном международном ралли Лондон-Сидней в далеком 1968-м. Гоночные «Москвичи» отличались от серийных собратьев усиленной подвеской, тщательно собранным двигателем, трубчатым каркасом безопасности внутри салона, тахометром и штурманскими приборами на панели, дополнительным бензобаком на 75 литров и ремнями безопасности. Для специалистов найти такую машину все равно как коллекционеру на антикварной барахолке отыскать неизвестное полотно художника-классика или автограф знаменитого писателя.

Оказалось, что «Москвич» из удмуртской деревни в 1968 году нес бортовой номер 98. Тогда четверка советских авто впервые приняла участие в столь представительных соревнованиях. За победу боролись около сотни машин ведущих зарубежных фирм. Специалисты предсказывали, что на маршруте в 16 тысяч километров через всю Европу, Азию и Австралию у «русских» с их 75-сильным движком нет никаких шансов хотя бы просто попасть в заключительный этап. Морской паром, который должен был доставить участников ралли в Австралию, вмещал всего лишь 70 автомобилей — первых, кто доберется до порта. Остальным заранее была предназначена роль аутсайдеров. А у многих конкурентов стояли двигатели по 200 «лошадок» и даже больше.

Одиссея героя Сиднея
«Москвичи» обязательно сойдут с дистанции! — вещали комментаторы из разных стран мира. И когда четверка кремовых машин АЗЛК с первых этапов прочно «прописалась» в группе лидеров, удивлению соперников и зрителей не было предела. Когда после изнурительного марафона участники ралли добрались к парому для переправы в Австралию, речь шла уже не о том, попадут ли «Москвичи» в число 70 финалистов. Советские машины боролись за призовые места!

Именно тогда впервые на отечественные авто были установлены кенгурятники — защита от кенгуру, которые в Австралии имеют обыкновение неожиданно выпрыгивать на дорогу, калеча себя и разбивая автомобили. 7000 километров по пустыням и жаре гонщики окрестили австралийским адом. В итоге советская команда на «Москвичах» заняла почетное 4-е место, лишь немного не дотянув до «бронзы». Но все равно это был невиданный успех, особенно для новичков. «Москвич» сразу же оказался в моде. На его фоне позировали первые красавицы, заказы на «русс-суперавто» делали самые продвинутые страны Европы. Сегодня трудно представить, что в конце 1960-х «Москвичи» охотно покупали ФРГ, Франция, Великобритания, США и Канада! Экспортные поставки АЗЛК тогда составляли 75 % от общего объема производства. А в Бельгии работал целый завод по сборке советского автохита.

После отличного результата в ралли Лондон — Сидней «Москвич» брал новые высоты, побеждая в марафонах «Лондон -Мехико», «Тур Европы-71», «Тур Европы-72», «Аргуну Сафари-73». А «Тур Европы-74» советская команда на «Москвичах» выиграла всухую, завоевав все золото и серебро и оставив позади автомобили 52-х лучших мировых марок с самыми сильными пилотами мира за рулем.

Возрождая легенду
Потом достигнутые позиции были утрачены. Но легенда осталась. И именно часть этой легенды Андрей Чудаков с друзьями привезли из затерянной в лесах удмуртской деревеньки. Оказалось, что после триумфального возвращения из Австралии в январе 1969 года четверку «Москвичей» серии «Н» передали молодым гонщикам из Ижевска. Потом бывший ¹ 98 работал в местном ДОСААФе и даже снимался в кино. В кинофильме «Гонщики» «Москвич» должен был сойти с трассы и улететь через ограждение. Компьютерных спецэффектов тогда не знали, все снималось вживую. После такого полета машина оказалась разбитой. Один из сотрудников ижевского автозавода выпросил разрешения забрать аварийный «Москвич» и сам восстановил его. Верой и правдой служил автомобиль своему новому владельцу, причем человек сошел с дистанции раньше машины, которая досталась его внуку. Тот в короткий срок «убил» авто неумеренными гонками, и «Москвич» в итоге оказался на лужайке в глухой деревне, где, казалось бы, и должен был окончательно превратиться в металлолом. Но судьба вновь оказалась к 98-му благосклонной.

Чудаков и его соратники выкупили машину и теперь занимаются ее восстановлением. Для полного капремонта с установкой только «родных» москвичевских деталей героя Сиднея отогнали на Нижегородский автозавод. Во время недавнего посещения этого предприятия, когда подписывался договор о сотрудничестве волжского автогиганта, «КамАЗа» и «Мерседеса», премьер Владимир Путин заметил сиротливо стоящего рядом с новыми авто «Москвича»-ветерана. Общаясь с членами команды «КамАЗ-мастер», с которой тесно сотрудничает Андрей Чудаков, Путин, сам большой любитель ретро-авто, попросил известить его, когда «Москвич» будет полностью восстановлен. «Когда восстановите, позвоните, хочу на нем поездить», — сказал Владимир Владимирович. И дал телефон своего личного секретаря.

«Москвич» без ралли жить не может!
— Премьеру мы обязательно дадим покататься, — улыбается Андрей Чудаков. — Только процесс восстановления машины идет непросто, требуется найти или изготовить массу деталей и элементов, соответствующих тем, какие стояли изначально. Одновременно мы ищем другие раритетные «Москвичи». Недавно приобрели «Москвич-426»-универсал, экспортный вариант, который за океаном именовался «Elite-1400 Station Wagon». Эту машину 1969 года выпуска купил канадец по имени Эрик, живший в пригороде Монреаля. Он был эмигрантом из Бельгии, и у его отца тоже был «Москвич». Потом владельцами «Москвича» стали мексиканцы, перебравшиеся вместе с машиной в США. Там в Сан-Франциско авто перекупил советский моряк. Он привез покупку на своем теплоходе через Тихий, Индийский и Атлантический океаны в черноморский Николаев. Оттуда совершивший кругосветку автомобиль вернулся в Москву! Потом он эксплуатировался в Казани. И до сих пор в строю — из столицы Татарстана его перегнали своим ходом. Теперь эта машина переживает вторую молодость — уже участвует в соревнованиях. А буквально сейчас ведем переговоры о приобретении еще одного редчайшего «Москвича» серии «Версаль», предназначавшейся для Франции. Таких машин было выпущено всего 5 единиц, причем считалось, что не уцелело ни одного. И вот теперь «Версаль» удалось найти. Интерес к «Москвичам» в последние годы вырос во всем мире. Достаточно сказать, что только в Финляндии сейчас действуют 13 клубов поклонников этой марки. «Москвичи» больше не производят, и они с каждым годом становятся все более редкими, а значит, популярнее у любителей автоэкзотики, которые участвуют на таких машинах во всевозможных ралли. Мы тоже намерены погонять на наших «Москвичах». Не только Путину дадим порулить, но еще на Париж-Дакар на 98-м обязательно съездим. Потому что «Москвич» без ралли жить не может!

Записал Николай ФРОЛОВ.