Молочный край не гарантирует крестьянину рай

На крестьянина не угодишь: недород, бесхлебица — плохо, большой урожай — низкие цены. А кушать хочется всегда! В последнее время председатели сельхозтовариществ начинают утро с Интернета, смотрят сводки погоды. И с облегчением вздыхают: Бог милостив, и тепло, и дождь будет.

Надои по сезону

С таким же настроением руководитель СПК «Шихобаловский» (Юрьев-Польский район) Сергей Витальевич Монастырский встречал на минувшей неделе гостей, представителей крупной компании отечественного рынка переработки «Вимм-Билль-Данн». Та решила отметить вклад председателя в развитие молочного дела. Однако и после того, как статуэтка с фирменным кувшинчиком оказалась в руках у Сергея Витальевича, разговор шел по-прежнему деловой.

Что скрывать, отношения в ряду молочников неровные. Складываются трудно. Вспомним хотя бы, как шагали перед владимирским «Белым домом» изнуренные безденежьем аграрии, требуя прибавки закупочных цен на молоко. Вот и Сергей Витальевич, принимая награду, отметил, что денег крестьянам всегда не хватает, и, конечно, хочется, чтобы платили за молоко больше. Но против законов рынка трудно идти.

Молочный рынок весьма и весьма специфичен. Эксперты компании «Вимм-Билль-Данн» поделились своим видением. Кроме общеизвестного, что на цену влияет качество молока, есть и своя специфика. Молоко, как принято считать, товар сезонный. И владельцы ЛПХ с этим легко согласятся. Действительно, подтверждают эксперты, обычно пик производства молока в России приходится на июнь, хотя в ряде регионов есть отклонения. На дворе — август, и мы уже можем говорить о снижении объемов производства молока.

Но в том-то и состоит талант и профессионализм менеджеров аграрного дела, чтобы в течение всего года получать стабильные надои. Высшее мастерство — заставить коров больше доиться зимой. Ведь именно в это время цены на молоко, которого становится меньше, растут. А весной и летом — снижаются, потому как сырого молока на рынке — залейся.

У каждого свои проблемы

Специалисты делают реверанс в сторону владимирских производителей: именно наш регион добился того, чтобы сезонность почти не влияла на показатели надоев. Это говорит о том, что уровень развития молочного животноводства достаточно высокий. И коэффициент сезонности в той же Московской, Ленинградской, Вологодской областях выше. А в Нижегородской, Костромской, Рязанской, в Мордовии он и вовсе приближается к двум, то есть здесь летние надои в два раза выше зимних.

В этой, казалось бы, элементарной рыночной экономике есть еще один фактор, который спутывает все карты аграриям. Летом, когда молочные реки бурлят, уровень покупательского спроса падает. И крупные переработчики эту тенденцию приняли как данность. А зимой граждане охотнее и больше покупают молоко.

Диспропорция на рынке между спросом на молоко как на сырье и как на продукцию играет злую шутку со всеми участниками молочного рынка. Крестьяне мечтают, сколько могли бы получить дополнительно средств, будь летние надои зимой, переработки решают проблемы размещения товара на холодной полке в торговой сети, торговля клянет жару и специфику скоропортящегося товара. Кругом одни убытки.

Но, тем не менее, наши собеседники отмечали, что за последние годы закупочные цены на сырое молоко росли быстрее, чем инфляция. Как правило, немногие идут на заключение долгосрочных договоров с одной фиксированной ценой. Договорные отношения пролонгируют ежеквартально, указывая и новую цену на покупку. Однако даже при этом существует четкая ценовая градация по качеству молока. И для каждого хозяйства она своя. Сейчас она колеблется в пределах 13-15 рублей за литр.

Хочешь больше — торгуй сам

Но солидные компании по переработке вручают аграриям не только кувшинчики. Существует система премиальных за качество продукции — высокую жирность, содержание белка и т. п. Хозяйство с хорошей сезонностью, которое в зимний период поставляет больше или, по крайней мере, столько же молока, сколько и летом, имеет дополнительные преференции. Однозначно, что стабильное партнерство укрепляет курс молочного рубля. Но, чешут затылки крестьяне, и хорошее молоко дорогого стоит!

Могут ли хозяйства выручить больше? Несомненно, если возьмутся сами торговать молоком. Общепризнано, впрочем, что небольшие цеха переработки для крупных производителей молока — обуза. Но тот же «Шихобаловский» ежемесячно продает населению три тонны молока. И отбоя от желающих нет. Правда, возить десятки тонн молока по деревням и весям — дело рискованное. Продашь все, не продашь — вопрос. Поэтому производители выбирают якорь в виде крупных компаний. Но не получается ли так, что при этом они становятся рабами, прикованными к молочным галерам переработчика?

Эксперты компании качают головами. Нельзя говорить о зависимости. Более того, тенденция последних лет такова: рынок сырого молока большей частью носит дефицитный характер. Опасения того, что новые комплексы выплеснут на рынок новые тонны молока и утопят всех, оказались напрасными. Есть упрямый факт. В России по нормам потребления молока и кисломолочной продукции на душу населения полагается 360 кило в год. Прежде этот показатель был еще выше. То есть каждый из нас должен ежедневно выпивать литр молока или съедать в том же эквиваленте кисломолочные продукты. А по данным прошлого года, на одного россиянина приходится 240 кг «кисломолочки» и молока. Ученые и производители уверены, что страна съест больше. Было бы только молоко!

Наши собеседники соглашаются: ресурс есть и большой, но и на молочной полке уже сегодня тесно. Бренды известные и раскрученные соседствуют с малоизвестными, но подкупающими ценой. Процесс поглощения мелких крупными идет не первый год. Тот же «Вимм-Билль-Данн», как помним, купил предприятия холдинга «Ополье». Пока продукция под прежним брендом остается на наших прилавках. Но грядут и перемены. Уже скоро известные по рекламе бренды будут производить и у нас. Покупателей обещают не расстраивать, ведь в конечном итоге и аграрии, и переработчики живут за счет тех, кто платит последним, — то есть за наш с вами счет, дорогие читатели.

Мифы о молоке

Несколько распространенных утверждений о молоке мы попросили прокомментировать Надежду Епифанову, эксперта компании «Вимм-Билль-Данн».

1. Показатель хорошего молока — толстый слой сливок на банке.

На самом деле это показатель того, что молоко несвежее, оно простояло, как минимум, сутки. За это время жир поднялся. Он находится в виде мельчайших капелек, шариков, скорость всплытия их на поверхность зависит от температуры молока. Только парное или быстро охлажденное молоко не имеет подобного отстоя.

2. Молоко, которое долго хранится, содержит консерванты и добавки.

Быстро охлажденное молоко хранится дольше. Современные условия дойки, транспортировки и хранения молока позволяют исключить контакт с внешней средой. А это значит, что в нем не развиваются микроорганизмы, качество молока не меняется.

3. Коровы-рекордсменки дают жирное молоко.

Жирность молока определяется породой. Есть коровы джерси, это английская порода. Они привередливы и почти не встречаются у нас. Но тем не менее и в России есть особи, которые дают молоко 6-процентной жирности. Это молоко, от которого усы остаются. А коровы-рекордсменки, как правило, заводят и поддерживаются хозяйством для престижа. И, увы, они не отличаются долголетием.

4. Взрослым вредно пить молоко. Это продукт для детей.

Неправда! Молочный жир необходим для строения клеток. Здоровая кожа не защитит себя, если в эпидермисе не будет жира, а молочный жир лучше всех усваивается нашим организмом, он содержит полный состав аминокислот, идеален по усвояемости и потребности нашего организма в них.

Светлана Салатаева