Вадим Каныгин -«вязниковский Маресьев»

Может ли человек в инвалидной коляске быть туристом и автогонщиком? Ответ, казалось бы, очевиден — не может. Но в Вязниках живет человек, совершивший невозможное.

Вязниковец Вадим Юрьевич Каныгин — инвалид 1-й группы. Самостоятельно передвигаться он может только при помощи инвалидной коляски, рассчитывая лишь на силу рук. Его квартира расположена на третьем этаже. Каждый день в свои 57 лет он вынужден преодолевать по 90 ступенек. Вниз еще ничего, а вот вверх куда как труднее. Но, несмотря на столь серьезную гимнастику поневоле, домоседом этого удивительного человека назвать никак нельзя. И речь идет не только о прогулках по двору и до ближайшего магазина. Каныгин — заядлый турист и опытный… автогонщик!

Мастер — золотые руки, он способен практически любой автомобиль самостоятельно переделать под ручное управление. А потом едет на нем туда, куда захочется. Кавказ, Крым, Эльбрус, Дамбай, Черноморское побережье — это лишь малый перечень тех мест, куда любит наведываться человек с неизлечимой травмой позвоночника. Врачи поначалу сулили ему почти полную неподвижность, но на «серпантине» самых трудных трасс Вадим Юрьевич способен запросто «обставить» многих здоровых водителей.

Для всех, кто его знает, он яркий пример жизнелюбия, несгибаемой воли и неиссякаемого оптимизма. Наполовину в шутку, наполовину всерьез земляки его окрестили «вязниковским Маресьевым», хотя легендарный летчик мог ходить хотя бы на протезах, а Каныгин лишен даже такой возможности. Зато он тоже воюет: с судьбой, обстоятельствами и с самим собой…

Не смирившийся с приговором судьбы

Биографию Вадима Каныгина на две неравные части разделяет черный для него 1994 год. Именно тогда на еще не реконструированном двухполосном нижегородском шоссе, в низине реки Тары, на его «БМВ» в лоб вылетел груженый «КамАЗ», который неожиданно вынесло на «встречку». Уклоняясь от смертельного фронтального удара, Вадим вывернул руль и сумел резким маневром уйти на обочину. Но из-за пробитого корягами колеса легковушку отбросило на деревья. Затем удар и полная
темнота. Очнулся только на больничной койке. Уцелел лишь чудом. Травм было множество, но самый серьезный диагноз — перелом позвоночника — звучал почти как приговор.

Смириться с ним было непросто. Еще вчера здоровый, полный сил 39-летний мужчина в одночасье стал беспомощным инвалидом. В отчаянии он даже попросил врачей сделать ему смертельную инъекцию. Но потом Вадим взял себя в руки. Помогла семья: жена Татьяна и сыновья, которые не отходили от дорогого человека. И вскоре больной, которому, казалось, предопределено сидеть оставшийся век в четырех стенах, стал конструировать свои новые «ноги». Всего год спустя после того страшного дня вновь сел за руль и поехал самостоятельно!

До аварии Вадим Каныгин несколько лет профессионально занимался авторемонтом, держал небольшую мастерскую. Электрик, монтажник, фрезеровщик, слесарь и газоэлектросварщик, он в совершенстве владел самыми различными специальностями и мог отремонтировать практически любую машину. До сих пор в Вязниках помнят, что самая первая иномарка в городе в годы «перестройки» появилась именно у Каныгина. Даже в самое «битое» автокудесник мог вдохнуть новую жизнь.

И хотя работать, как раньше, после тяжелейшей травмы мастер уже не мог, он разработал и изготовил оригинальную систему ручного управления, которую первоначально установил на обычную отечественную «Оку». Потом примерно такое же оборудование ставил как на российские машины, так и на иномарки: «Ауди», «Фольксваген» и «Дэу-Матиз». На белом Дэу» он ездит до сих пор, накатав на нем 240 тысяч км! Компактная экономичная машина подходит лучше всего. А всего у Каныгина в активе полумиллионный пройденный километраж — профессиональному водителю впору.

«Веду жизнь нормального человека!»

В течение последних 8 лет Вадим Каныгин при поддержке нескольких вязниковских фирм регулярно принимает участие в ежегодных всероссийских ралли, которые организует Московский автомобильный клуб инвалидов («МАКИ»). Эти соревнования обычно проходят в городах столичного региона и включены в официальный спортивный календарь Российской автомобильной федерации. В различных разделах программы (например, преодоление дистанции на время по заданным ориентирам, автослалом) соревнуются не только водители-инвалиды, но и обыкновенные здоровые люди.Цель этих состязаний — демонстрация безграничных возможностей человека, моральная поддержка тех, кто впервые оказался в трудной ситуации, доказательство того, что инвалиды могут вести активный и насыщенный образ жизни. Неоднократно вязниковец добивался отличных результатов. В 2005-м Вадим Каныгин в своем классе впервые занял призовое 3-е место, в 2006-м уже стал вторым, а в 2008-м получил первый приз!

Совсем недавно, в День независимости России, в Подольском районе Московской области прошел 3-й этап чемпионата столичного региона по любительским ралли «Надежда-2011», в котором Вадим Каныгин вновь стал первым в классе мини-автомобилей и четвертым среди инвалидов в общем зачете. А среди всех гонщиков, в том числе и здоровых, безногий пилот занял почетное 10-е место! Значимость такого достижения трудно переоценить.

— В сущности, я веду жизнь физически нормального человека! -улыбается Вадим Юрьевич. — У меня много друзей, очень люблю путешествовать, открывать для себя что-то новое. Все всегда делаю сам. Ездить на машине для меня — дело привычное, никаких особенных стрессов за рулем не испытываю. Самое трудное — необходимость ежедневно преодолевать в подъезде свои 90 ступенек: сначала вниз, потом вверх. За 17 лет уже порядком устал от таких упражнений, хотя поменять квартиру на другую на первом этаже принципиально не хочу. Меня вполне устраивает моя жилплощадь, я к ней привык. И никогда не позволяю себе расслабиться или лениться. Только так можно постоянно оставаться в строю…

Свои спортивные медали «вязниковский Маресьев» постоянно возит с собой, как наглядное свидетельство преодоления непреодолимого. И еще одна деталь: на его машине нет значка «водитель-инвалид». За рулем, как и в жизни, он себя, не без основания, считает полноценным участником движения.

Николай Фролов