Космическое и земное под одной крышей

В муниципальном выставочном центре Владимира на Большой Московской, 59, — двойной дебют.

К исполнению обязанностей директора центра приступил хорошо знакомый читателям «Призыва» собиратель древностей, икон и живописи Андрей Перескоков. Вниманию жителей и гостей города он представил свой первый проект, объединивший работы московской художницы Марины Райковой, также дебютировавшей на нашей земле, и яркого представителя владимирской пейзажной школы Василия Фомюка.

— В новом для меня амплуа мне хотелось дебютировать ярким и запоминающимся событием, — пояснил «Призыву» Андрей Перескоков. — Таковым стала двойная выставка.

Вернисаж и впрямь необычен. В одном зале декоративные, романтичные, завораживающие, мерцающие полотна Марины Райковой, в другом — уютная, добродушная, очень непосредственная, земная живопись Василия Фомюка. С одной стороны — Райкова, олицетворяющая мятущийся дух и космическое одиночество творца, с другой стороны — Фомюк с его таким родным и таким невозвратно потерянным раем детства. Макрокосм и микрокосм на одном вернисаже.

Марина Райкова, трижды бабушка и трижды успешно реализовавший себя человек, увлеченно рассуждает о том, что очередной период ее творчества начался с сильного впечатления от трехмерного кино. Раньше она писала вполне обычные плоские работы, а теперь без мастихина жизни не мыслит и мир видит только в 3D. На выставке она представила работы последних двух лет, и все, что было «до», выставлять отныне не собирается.

— Я физик по образованию, преподавала физику в институте и даже не мечтала о живописи, — говорит Марина Райкова. — Сначала была влюблена в кисть и находилась под сильным влиянием Рериха и Куинджи. Теперь работаю мастихином, использую смешанную технику, объединяя краски с пастой, жидким стеклом и создавая объем.

Марина буквально заставляет меня прикоснуться к ее полотнам. Это очень непривычно, но на ее выставках не только не запрещено трогать экспонаты руками, а даже рекомендовано. Холодит руку облитая ледяным дождем гроздь багряной рябины («Ледяная ночь»), обжигают пальцы лепестки переливающихся диковинных огненных цветов («Медное течение»), пульсирует спираль расширяющейся вселенной («Роз а »).

Кроме того, на выставке можно увидеть две работы Марины Райковой из новой, незавершенной серии «Барселона», посвященные архитектурным творениям Антонио Гауди. Художницу впечатлил сумасшедший масштаб Искупительного собора Святого Семейства, загадочность и неповторимость причудливых форм Каса Батло. Она поставила себе нелегкую задачу передать зрителю собственное восприятие шедевров великого мастера, которые благодаря объему, времени суток и освещению живут на ее полотнах собственной жизнью.

— Мне хочется работать не для галочки, — переходя в соседний зал, рассуждает Андрей Перескоков. — Мои проекты предназначены не только для интеллектуалов, но и для коллекционеров, которые хотели бы приобрести понравившиеся им полотна. В то же время каждый раз это должно быть ново и интересно. Вот, например, Марину Райкову очень любит Москва, но не меньше любит и Париж. Она выставлялась также в Версале и Сен-Жермен-ан-Ле.

В отличие от экспозиции работ Райковой подбор полотен для выставки Фомюка дался директору нелегко. Творчество художника пользуется сегодня большим спросом на Родине и за рубежом, и все его картины разобраны салонами, выставочными центрами или находятся в частных коллекциях. Фомюк любим, востребован и каждую его работу ждут с нетерпением.

Поэтому пять картин из своего частного собрания добавил в экспозицию сам Перескоков. Среди них знаменитые «Гуси», список с которых приобрела Государственная Третьяковская галерея.

Василий Фомюк — художник разноплановый и разножанровый, сумевший выработать и утвердить свой, хорошо узнаваемый стиль, оставаясь в рамках владимирской пейзажной школы. На Б. Московской, 59, представлены портреты, пейзажи, натюрморты, бытовой и анималистический жанры, одинаково подвластные мастеру.
Полотна Василия Фомюка, между прочим, инвалида третьей группы и члена владимирской организации Всероссийского общества глухих, богаты по цвету и фактуре, необычны по композиции, наполнены доброй энергетикой и чрезвычайно притягательны. Они возвращают зрителя в теплый мир детства, делают его чище и лучше, лечат душевные раны и словно призывают помнить то хорошее, что было когда-то в нашей жизни. Выставка будет работать с 7 июня по 3 июля.

Ольга РОМАНОВА