«Малыши» бизнеса ждут руку помощи

В 2011 году изменился режим налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса. Проблема их выживания в связи с увеличением страховых взносов, ростом общей, в том числе налоговой, нагрузки стала одной из главных тем конференции региональных отделений ЦФО «ОПОРЫ РОССИИ», прошедшей 8 апреля 2011 года во Владимире.

«Призыв» задал несколько вопросов руководителю налоговой практики и управляющему партнеру ЮФ «Кузин, Мохорев, Пузанов, Савенко и партнеры» Александру Кузину, выступавшему на этом мероприятии.

— Александр Викторович, что вы можете сказать о практике применения мер налогового стимулирования развития МСБ?

— В отличие от ранее действующего закона о господдержке малого предпринимательства в Российской Федерации, принятого в 2007 году, новый ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не предусматривает возможность введения налоговых льгот для этой категории предпринимателей.

В то же время данным законом декларированы некоторые меры налогового стимулирования, такие как введение специальных налоговых режимов, упрощение правила ведения учета, форм налоговых деклараций и т.д. Вместе с тем в утвержденных Минфином РФ «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы» всего лишь несколько раз упоминается малый бизнес, причем в контексте сворачивания спецрежимов и роста страховых взносов.

— Чем это вызвано?

— Повышение объема налогов и сборов для финансирования все возрастающих государственных расходов в последнее время производится без учета необходимости сохранения и поддержки малого и среднего бизнеса. При этом, применяя одну и ту же ставку страховых взносов в отношении как малого, так и крупного бизнеса, чиновники забыли, что запас прочности данных субъектов несопоставим. Только представьте, налоговая нагрузка на фонд заработной платы у «малышей» с 2011 года выросла почти в 2,5 раза, в то время как у более крупных «коллег» она почти в 2 раза меньше! Таким образом, в погоне за наполнением бюджета вопросы стимулирования малого и среднего предпринимательства оказались на заднем плане.

— Это издержки бюджетной реформы?

— Вероятно. Думаю, что правительство было вынуждено идти по такому пути, поставив перед собой сложную задачу — повысить уровень пенсий до 30% от средней зарплаты по стране, тем самым обеспечив ежегодное 5-процентное увеличение государственных расходов на эти цели. При этом перераспределять налоговое бремя между бизнесом и гражданами государство также не торопится.

— Неужели нет других возможностей финансирования пенсионной реформы?

— Были, есть и будут. Цена вопроса по российским меркам не так уж велика — 120 млрд руб. в год. Среди рассматриваемых вариантов — введение пропорциональной шкалы НДФЛ, отмена или изменение предельного размера вознаграждений для начисления страховых взносов (сейчас он равняется 463 тыс. руб., то есть на доходы, превышающие указанный лимит, страховые взносы не начисляются), значительное увеличение акцизов на алкоголь и табак, а также увеличение ставок по НДПИ. Все эти меры объединяет одно: государство не готово ослаблять давление на бизнес. При этом в тактических целях допускается маневрирование между отдельными секторами экономики или категориями налогоплательщиков.

— Пытается ли правительство смягчить удар?

— Дополнительные налоговые льготы вводятся, например, для налогоплательщиков, исчисляющих единый налог по упрощенной системе налогообложения с налоговой базы «доходы» (большинство предприятий в сфере услуг с высокой долей заработной платы в структуре затрат). Уплаченные страховые взносы вычитаются из суммы начисленного налога, в то время как в другом случае (налоговая база «доходы минус расходы») сумма уплаченных страховых взносов увеличивает сумму расходов, в связи с чем получаемая налоговая выгода на порядок меньше.

— Все перечисленные новеллы содержатся в федеральных законах. Какие меры налогового стимулирования малого и среднего бизнеса можно было бы ввести на местах?

— Никто не лишал местные власти полномочий снижать налоговые ставки, в том числе ставки единого налога. В соседних регионах, представители которых принимали участие в конференции, такие меры поддержки давно приняты. Муниципалитеты также вправе изменять значения коэффициентов базовой доходности для исчисления ЕНВД.

Помимо вышесказанного, снижение налоговой нагрузки на бизнес, включая малое и среднее предпринимательство, можно осуществлять через регулирование налоговой базы и ставок по другим региональным и местным налогам. Так, например, по непонятным причинам у предприятий торговли г. Владимира, расположенных в жилых домах, самый высокий размер ставки земельного налога (выше даже, чем у банков). По всей видимости, это отголоски тех далеких времен нашей экономической истории, когда розница была самым высокодоходным бизнесом.

— Не ожидает ли нас в ближайшем будущем сокращение малого и среднего бизнеса в сфере услуг, включая розничную торговлю, и, как следствие, рост цен и тарифов?

— Определенные опасения на этот счет есть. Не случайно правительство ведет постоянные консультации с бизнес-сообществом и пытается так или иначе сбалансировать потери на налогах за счет предоставления тех или иных налоговых льгот и т. д. При этом необходимо помнить, что сумма собранных налогов в 2010 году достигла докризисного уровня 2008 года. Так что, в принципе, деньги в бюджете есть.

— Какими мерами налогового стимулирования государство пытается компенсировать или уже компенсировало налоговые потери «малышей»?

— За период с момента принятия Федерального закона № 212-ФЗ предпринимались различные попытки так или иначе возместить выпадающие доходы или, по крайней мере, «подсластить пилюлю». В частности, под конец 2010 года был отменен НДС при льготной приватизации арендуемой недвижимости субъектами МСБ (ФЗ от 28.12.2010 № 395-ФЗ). Совсем недавно вступил в силу еще один Федеральный закон (ФЗ от 07.03.2011 № 23-ФЗ), устанавливающий льготный порядок учета государственных субсидий, предоставленных субъектам МСБ (п. 4.3. ст.271 НК РФ). К подобным мерам можно отнести упорядочение правил установления налоговой базы по земельному налогу (ФЗ от 22.07.2010 № 167-ФЗ), которая вызывала возмущение, а также двукратное уменьшение ставок транспортного налога (ФЗ от 27.11.2010 № 307-ФЗ).

— Не могли бы вы сориентировать наших читателей в возможных изменениях налоговой политики в отношении малого и среднего бизнеса в ближайшем будущем?

— К сожалению, в данной ситуации трудно делать радужные прогнозы. Так, в планах Минфина РФ предусматривается постепенная отмена ЕНВД с ее заменой для некоторых категорий плательщиков патентами. Согласно законопроекту уже с 1 января 2012 года планируется уменьшить среднесписочную численность, дающую право на применение данного налогового режима, в 2 раза, с выведением из-под ЕНВД через год розничной торговли и общепита. С 1 января 2014 года ЕНВД может быть и вовсе отменен.

При этом переход на патентную систему будет разрешен только для микробизнеса (предприятий с числом работающих до 5 человек), а список подпадающих под патент видов деятельности сократится на треть (46 видов деятельности вместо 69 существующих).

В рамках структурной перестройки экономики Минфин РФ планирует и дальше поощрять социально значимые или инвестиционно привлекательные отрасли (сектора) экономики, в том числе путем применения мер налогового стимулирования. К таким мерам можно отнести планы по оптимизации амортизационной политики, введение льгот по налогу на прибыль по социально значимым проектам, а также льгот по налогу на имущество для энергоэффективного оборудования.

Одновременно государство будет и дальше ужесточать меры налогового администрирования, включая усиление входного контроля за созданием юридических лиц, введение уголовной ответственности за участие в создании и деятельности фирм-однодневок и т.д.

Ольга Романова