Желающим получить знания расстояние — не помеха

Федеральная программа дистанционного обучения детей-инвалидов стартовала во Владимире в 2009 году. Сейчас по ней занимаются 33 ребенка. Школа №11 стала центром, внедряющим новаторский подход.

«Некоторые дети занимаются в своей школе или на дому с учителями, к которым привыкли. Мы только ведем дистанционный курс, — рассказывает директор школы Инна Рычкова. — У нас с управлением образования и ВИПКРО отработана хорошая модель: ребенок получает дистанционное обучение в необходимом объеме, выбирая предметы, которые ему хочется изучать дополнительно или углубленно. Программа только начала работать, и мы предлагаем в обязательном порядке осваивать дистанционно как минимум один предмет — информатику. Она включает как курсы развивающего характера, так и обучение дистанционным технологиям».

В безвозмездное временное пользование ребенок получает комплект оборудования, которое адаптируется под особенности каждого ребенка: незрячего, слабовидящего, с мышечной атрофией, нарушением функциональных возможностей рук, заболеваниями позвоночника и др.

Кроме компьютера, в комплект входят цифровой фотоаппарат, цифровой микроскоп, веб-камера, сканер, принтер, комплект обучающих программ и др. Установлено дорогостоящее программное обеспечение MacOS. Учителя признаются, что школам оно практически недоступно.

«Мы первыми во Владимире вошли в программу дистанционного обучения. Было много неясного, возникли вопросы. Но результат поразил: за полгода дети с очень тяжелыми диагнозами полностью освоили сложную аппаратуру. Они рисуют, сочиняют стихи, применяют в работах элементы мультипликации, участвуют и побеждают в сетевых интернет-проектах на региональных и федеральных сайтах, с удовольствием общаются с новыми друзьями по скайпу, — говорит Инна Рычкова. — Самой большой проблемой было то, что вначале дети отнеслись к занятиям как к игре. Пришлось объяснять и родителям, и детям, что это полноценный учебный процесс и нужна жесткая дисциплина.

Очень важен, убеждены педагоги, контакт с родителями. Именно они контролируют время нахождения ребенка в сети в зависимости от медицинских показателей. Дистанционное обучение обладает рядом достоинств, эффективных именно при работе с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Информационные технологии позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий традиционному, а во многом и превосходящий его. Здесь учитель «ведет за руку» каждого ученика. Он имеет возможность составить индивидуальную программу обучения, прокомментировать каждую работу, дать рекомендации по исправлению ошибки — работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Для реализации федеральной программы дистанционного образования детей-инвалидов отобраны лучшие учителя из числа прошедших курсы по овладению методикой обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Для работы по этой технологии в школе № 11 созданы все необходимые условия: установлено 40 комплектов учебного оборудования по месту проживания учащихся и педагогов, все преподаватели прошли подготовку, налажена оперативная обратная связь не только с учащимися, но и с их родителями. Наряду с дистанционным обучением педагоги школы № 11 ведут и обычные уроки. Учебное заведение работает, как любая другая средняя школа, внедряя инновации в образовании. По мнению педагогов, дистанционное обучение — это уже работа по стандартам II поколения.

Учитель информатики Светлана Воронова объясняет, как проходит урок: «У ребенка есть электронный учебник и хрестоматия, по которым он знакомится с теорией и программными произведениями. Закрепить знания помогут разнообразные формы заданий: тесты, предполагающие выбор одного из нескольких ответов, электронные документы с возможностью редактирования, где ребенок может создать свой текст, прикрепить картинку, отредактировать свой ответ, тренировочные задания по поиску соответствий, задания творческого характера, которые выполняются в тетради i-класса. Проводятся контрольные работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы), даются индивидуальные консультации. Ребенок имеет право выбора: выполнять ли ему задание от руки с последующим сканированием и прикреплением файла, или же работать на клавиатуре и сохранять файлы на сайте. В распоряжении учителя и учеников богатейшие медиабиблиотека и электронные словари».

При «дистанционке» проводятся уроки самых разных типов: лекции в режиме реального времени, тесты, задания с редактированием и т.п. Большое место уделяется самостоятельной работе: поисковой, исследовательской, творческой. Проводятся конференции в форуме, тренинги с использованием специальных обучающих систем. Обучение предполагает продуманную систему контроля: контрольные работы, диктанты, тестирование, опыты. Программа сохраняет все сданные ребенком работы, все оценки и комментарии учителя, все сообщения в форуме. Это одновременно и электронный дневник, и журнал, и портфолио ученика.

«Понятно, что дети с ограничениями по здоровью мало общаются со сверстниками. Компьютер и здесь становится незаменимым помощником. Скайп и форум — это инструменты для общения и установления эмоционального контакта как с учителем, так и с другими школьниками в группе или за ее пределами. Уже формируется областное сообщество наших учеников. «Дом@шняя школа» — очень интересный форум для общения учителей и детей. Контакт живой, доброжелательный — детям важно, чтобы их заметили, оценили. И самое главное — наши ученики осваивают технологии, которые в дальнейшем повлияют на выбор их профессии и станут залогом их успешной социализации», — убеждена директор школы Инна Рычкова.

Занимаются дистанционно дети в возрасте от 6 с половиной до 18 лет, имеющие инвалидность. Для вступления в данную программу родителям необходимо представить следующие документы: заявление, копия справки об инвалидности ребенка, справка о необходимости индивидуального обучения ребенка на дому установленного образца. Необходимо обратить внимание на рекомендации врача о совместимости диагноза ребенка с возможностью работы на компьютере. Самое главное — не упустить время и вступить в программу в этом году, пока сохраняется федеральное финансирование и есть возможность бесплатно получить полный комплект необходимого оборудования.

Собрание для родителей по вопросам дистанционного обучения пройдет 24 марта в 18.00 на базе регионального центра дистанционного образования детей-инвалидов при ВИПКРО по адресу: пр. Ленина, д. 8а (остановка «Гостиница «Заря»).

Справки по телефонам:
34-93-86 — школа № 11,
32-41-16 – управление образования г. Владимира,
36-63-70 — РЦДО.

Елена Щукина

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение