Здесь был MORK

Все ярче светит весеннее солнце. Все больше съеживаются под его зорким оком сугробы. Владимир потихоньку освобождается от зимнего плена, и на облезлых боках домов, киосков, заборов и даже большегрузов отчетливо проступают корявые, словно разбухшие от весенней капели надписи. По ним вполне можно судить об уровне развития доморощенных художников.

Вандализм — занятие мужское
На газетном киоске возле главного корпуса ВлГУ поверх агрессивных граффити фанатов футбольной команды «Торпедо» «О.У.Ч.Б.», которые мы расшифровывать, пожалуй, не будем, серебряной краской в соответствии с сезоном нанесены новые: «Рита, я тебя люблю» в окружении звезд и сердца. В арке возле остановки общественного транспорта «Спасская» расписался некий ARKO, на здании старой типографии — MORK, на стене электроподстанции во дворе общежития на ул. Кирова — МОS. Проезжая остановку «Гимнастическая школа им. Толкачева», можно видеть оформленную розовым граффити грузовую машину. Судя по количеству надписей, молодежная жизнь в городе кипит.
— Подавляющее большинство надписей (около 90%) — сделаны 13-14-летними райтерами, — говорит руководитель владимирской школы граффити (адрес для интересующихся: ул. Володарского, 12, офис 3) Александр Григорян. — Люди пишут на стене свое имя или название своей команды для того, чтобы внутри сообщества получить авторитет. Политической подоплеки здесь нет.
Александру Григоряну 24 года. Основное его увлечение в жизни — дизайн, он выпускник архитектурно-строительного факультета ВлГУ и теперь преподает эту дисциплину в альма-матер. Как настоящий профессионал он уже наработал свое портфолио и входит в состав московской команды граффитчиков, реализующей проекты в сфере дизайна. Последний из них – полностью разрисованное 9-этажное здание в Питере.
— Если человек не видит взаимосвязи граффити с творчеством и искусством, то это просто возрастной вандализм, — убежден Александр Григорян. — Для него это одно из появлений субкультуры, с которой он себя идентифицирует.
Как выяснил «Призыв» на экстремальном портале SPOX.ru, по статистике большинство актов вандализма совершают криминально активные молодые люди, не достигшие 25 лет, причем этот способ самовыражения характерен именно для мальчишек.

Граффити может спасти зрение
Культура граффити насчитывает много тысячелетий и появилась в те времена, когда человек поднялся с четверенек и тем самым освободил для более творческих занятий передние (они же верхние) конечности. Например, научные сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника могут рассказать много любопытного о типе и содержании граффити, нанесенных на стены белокаменных соборов мастерами-камнетесами, священниками и прихожанами и позволяющих судить об особенностях древнерусского языка.
Граффити было возрождено и наполнилось новым смыслом одновременно с появлением и развитием музыкального стиля хип-хоп в США. Оно быстро преодолело младенческий возраст, перейдя от самоидентификационных значков к более зрелым формам и даже закрепилось в качестве особого жанра изобразительного искусства.
Основных направлений граффити сегодня четыре: райтинг, бомбинг, рисунки на поездах, стрит-арт. При этом в ладах с законом находятся только представители стрит-арта. Но, по словам Александра Григоряна, для рисования на поездах у нас слишком неудобный вокзал (слава богу!), а стрит-арта ввиду отсутствия на него спроса у муниципальных и частных структур вообще нет. Поэтому прижились только райтинг и бомбинг.
Спонтанное желание разрисовывать заборы и стены домов, по мнению ученых, у юных жителей городов появляется не случайно. Результаты опросов, проведенных доктором биологических наук, основавшим в нашей стране новое научное направление в архитектуре — видеоэкологию, Василием Филиным свидетельствуют, что 72% жителей спальных районов столицы хотят куда-нибудь переехать, а 35% не любят свой район. В негативном отношении к своему двору и микрорайону кроется еще один важный побудительный мотив вандализма.
Как сообщает новостной портал PRS.ru, английские видеоэкологи в свое время провели любопытное исследование. Они показывали испытуемым различные архитектурные объекты и фиксировали реакцию на изображение. Созерцание железобетонных зданий типовой застройки делало их энцефалограммы похожими на энцефалограммы переживающих припадок эпилептиков.
Более того, Василий Филин утверждает, что, находясь в гомогенном (визуально обедненном) и агрессивном (насыщенном однотипными элементами) поле, человек теряет способность полноценно видеть и становится психически неустойчивым. Ухудшение визуальной среды приводит к ухудшению состояния здоровья. Потребность разнообразить мир горожанина привела к тому, что сегодня граффити используется муниципалитетами как лекарство от депрессии: рисунками покрывают стены панельных домов, трубы котельных, глухие заборы.
С точки зрения Александра Григоряна, в спальных районах Владимира немало некрасивых унылых объектов, стены которых можно было бы позволить разрисовать юным ученикам его школы разрисовать в стиле граффити. Это было бы интересно и полезно для всех. Сегодня в распоряжении граффитчиков всего несколько легальных стен, одна из которых находится на стадионе «Торпедо».
— Запрещать граффити нельзя, нужно организовывать стихийно возникающие сообщества юных художников, — согласен с Александром Григоряном председатель Союза архитекторов Владимирской области Владимир Пичугин. — Можно отдавать в распоряжение ребят временные сооружения, глухие стены и заборы. Это всем пойдет на пользу.

Вандализму — бой
А вот что касается уместности граффити в исторической части города, то Владимир Пичугин считает, что здесь следует навести порядок. В правилах застройки г. Владимира нужно определить раз и навсегда, что граффити в историческом ядре запрещено.
Но вандалы исторические памятники не щадят. В 2002 году нитрокраской, которую пришлось соскребать со стены, была расписана внутристенная лестница Золотых ворот. Несколько раз (последний — после капитального ремонта) вандалы расписывали стены музея «Родная природа».
Как правило, горе-художников милиция не ищет. Для того чтобы предъявить обвинение в вандализме, нужно доказать факт его свершения, а это нелегко. Райтеры выходят на промысел в те часы, когда город уже крепко спит. Фотографий граффити стражи правопорядка не делают, почерковедческую экспертизу не проводят и вообще у них и без граффити дел хватает.
Поэтому хозяева стен защищают себя сами. Например, администрация ВСМЗ после нападения граффитчиков на «Родную природу» оснастила музей видеокамерами наружного наблюдения. Дополнительную степень защиты получил и Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном. Последняя мера была совсем не лишней. Именно с помощью видеокамер в прошлом году в течение двух суток удалось по горячим следам опознать хулиганов, расписавших порталы Георгиевского собора.
Вандализм подпадает под статью 214 Уголовного кодекса РФ: «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев». Ответственность за это преступление граждане несут по достижении 14 лет.
Граффитчики могут быть привлечены и по ст. 167 — умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (максимальное наказание — лишение свободы на срок до 2 лет), ст. 213 Уголовного кодекса РФ — хулиганство (максимальное наказание — лишение свободы на срок до 5 лет).
Кроме того, в своде российских законов есть ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, которая гласит, что вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, «подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Устанавливать административную ответственность за подобные действия вправе законодательные органы субъектов РФ. Законы о наказаниях за подобного рода нарушения действуют на территории более 20 регионов России.

Приятное с полезным
Поскольку «Призыв» на опыте убедился, что самыми притягательными для владимирских граффитчиков являются стены подстанций во дворах домов, он обратился в пресс-службу ОАО «Владимирские коммунальные системы» с предложением привлечь юных райтеров к оформлению невзрачных серых коробок. И художникам приятно: их работы будут легализованы и представлены на суд публики: и энергетикам выгодно: не надо тратить деньги на перекраску фасадов.
— Понимаете, электрическая подстанция — объект повышенной опасности, кроме номера и технической информации на ней никаких рисунков быть не должно, — прокомментировал наше предложение пресс-секретарь компании Александр Васин.
Иначе думают энергетики других регионов. Мурманская горэлектросеть проводит конкурсы по оформлению подстанций в стиле граффити с 2005 года и считает это крайне важным направлением своей деятельности, так как северная природа скупа на яркие краски.
С 2007 года организуют подобные мероприятия под названием «Энергия красок» и «Амурские коммунальные системы». Обычно в конкурсе принимают участие до 20 дворов. До финала доходит не более 12 работ. Победители, как водится, получают денежные призы. Одним из самых необычных проектов, представленных на конкурсы, была подстанция, раскрашенная журналистами и рекламщиками местного ТВ.
В 2009 году революционный почин энергетиков из других регионов поддержала Московская объединенная энергетическая компания, решившая превратить в произведения искусства более 2500 центральных тепловых пунктов, трансформаторных будок и павильонов тепловых сетей столицы. Результат превзошел все ожидания: конкурс стал ежегодным. Победитель состязания граффитчиков «Энергия мечты-2010», проходившего под девизом «Город будущего», Тимур Сафаров был награжден поездкой в Прагу.

Ольга РОМАНОВА

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение