Рисование на выживание

В Суздале прошел 16-й Открытый российский фестиваль анимационного кино, в очередной раз показавший, что отечественную мультипликацию не задушишь и не убьешь. Новые фильмы продолжают появляться вопреки любым обстоятельствам.

«Смешарики», флагман индустрии

Нет денег — нет мультиков. Несмотря на несмолкающие разговоры о том, что анимационное кино — не развлечение, а подлинное искусство, инструмент воспитания детей, национальное достояние России и т.д. (причем говорят об этом не только создатели мультов, но и «зрители» из административных кабинетов), финансирование из Министерства культуры в эту область по-прежнему поступает по остаточному принципу. «Были времена и более страшные, выживем и сейчас», — пожимают плечами аниматоры и ищут способы слезть с «государственной шеи».

В программе суздальского фестиваля этого года — рекордное количество мультсериалов. И это первые шаги по созданию в стране анимационной индустрии. По словам директора фестиваля Александра Герасимова, это «та самая косичка, которая способна вытянуть всех нас, как барона Мюнхгаузена, из глухого болота». Происходит это примерно так. Студия «Петербург» запускает сериал «Смешарики». Зрители начинают узнавать и любить забавных героев. На этой почве создается бренд: в магазинах появляются диски, школьные тетрадки, футболки и конфеты со «Смешариками», и отчисления с этих продаж позволяют студии не только снимать новые серии, но и готовить полнометражный фильм (его вы ход на экраны запланирован на этот год), а также давать своим режиссерам возможность делать авторские фильмы и частично финансировать другие перспективные проекты — такие, как сериал «Космические археологи».

Впрочем, успех мультипликационного сериала зависит не столько от таланта его создателей, сколько от успешного продюсирования. Однако же хороший продюсер, способный организовать не только условия для создания нового проекта, но и успешное его продвижение на рынке, в наших краях птица редкая. Пока этим занимаются только немногочисленные спецы с врожденным даром. И хотя теперь продюсеров собираются профессионально готовить, например, во ВГИКе, на поток этот процесс будет поставлен еще нескоро. Поэтому многие студии вынуждены попросту обивать спонсорские пороги.

— На фестивале будут показаны две последние серии цикла «Гора самоцветов», — рассказывает Сергей Меринов, режиссер-аниматор студии «Пилот», — в прошлом году государство объявило о «триумфальном завершении» проекта, хотя из 104 запланированных сюжетов по сказкам народов России вышло только 52. Но мы хотим продолжить цикл и рассчитываем на поддержку из бюджетов тех регионов, о которых еще не рассказали. Другой проект — «Мульти-Россия» — сейчас снимается при поддержке «Русского географического общества». Еще есть идея сериала, посвященного историческим деятелям нашей страны. Мы считаем, что это было бы интересно. Думаем, не попросить ли помощи у Русской православной церкви, ведь многие наши просветители и полководцы были канонизированы.

И все-таки они продвигаются!

Аниматоры также надеются на приход в индустрию частных инвестиций, однако пока здесь все складывается негладко. Мультипликация — искусство недешевое, гораздо дороже игрового кино. И не факт, что вложенные деньги окупятся. Впрочем, примеры уже есть: успех саги об Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце привел к появлению четвертой части цикла — недавно вышедшему фильму «Три богатыря и Шамаханская царица», который собрал в прокате более 500 миллионов рублей и вошел в список самых кассовых отечественных фильмов последнего десятилетия.

С другой стороны, рассчитывать на подобную отдачу может только полнометражный фильм, который будут показывать в кинотеатрах. Авторам короткометражек пока надеяться, в общем-то, не на что. Многие из них оставляют профессию ради возможности заработать на жизнь. Так, известный режиссер Михаил Алдашин ушел «в знак протеста против сложившейся ситуации» и занялся рисованием картин. Нина Бисярина, член жюри нынешнего фестиваля и обладательница десятка отечественных и зарубежных призов, работает в детской изостудии, а свой новый фильм делает дома, на компьютере.

На телевидение современные «несериальные» мультики практически не берут: в целом отечественная анимация сейчас занимает всего около 8% мультэфира (15 из 257 часов за месяц — отечественные «классические» работы, 5 — наши новые сериалы, меньше часа — остальное). Прочее — импортный продукт, дешевый и потому обычно некачественный. Говорить о том, что зрелища подобного рода смолоду портят вкус у подрастающего поколения, бессмысленно, так как звучало это неоднократно, но без толку. Отчасти поправить ситуацию могло бы изменение закона, по которому в детских показах на ТВ запрещена реклама. По этому поводу аниматоры уже не первый месяц ведут диалог с Госдумой («От просмотра роликов с чипсами и шоколадками это детей все равно не избавляет, а индустрию губит», — объясняет Сергей Меринов). К счастью, если раньше «непопадание» на широкий экран оставляло автора без аудитории, то теперь своего зрителя аниматоры все равно находят — в Интернете.

При этом уровень фильмов, которые создаются «не благодаря, а вопреки», год от года остается стабильно высоким. «Я уже третий год приезжаю на фестиваль, — рассказывает Элен Мела, представитель французского посольства в России, — и каждый раз меня удивляют и разнообразие, и качество показов. У российской анимации есть богатое наследие и традиции, помноженные на жизнестойкость и оптимизм. Это умение радоваться жизни, несмотря на сложную ситуацию, видно и на экране. В прошлом году в Париже был организован показ работ, созданных лауреатами суздальского фестиваля. Он был очень хорошо принят, хотя многие удивлялись тому, что так много фильмов делается от руки, без применения компьютерных технологий. Также не могу не отметить, что во Франции господдержка анимации гораздо выше — это происходит потому, что наше правительство понимает, как важно развивать культуру в различных ее проявлениях».

Любопытно также, что при всем бедственном уровне отечественной анимации студенческих и дебютных работ на фестивале традиционно много. Число молодых людей, которые хотят учиться «делать мультики», меньше не становится. Во ВГИКе даже открыли новый факультет — «анимации мультимедиа», и от абитуриентов нет отбоя. «Люди, которые одинаково хорошо владеют классическими и современными технологиями, очень востребованы, — считает Станислав Соколов, председатель жюри фестиваля и завкафедрой ВГИКа, — наши выпускники не страдают от безработицы. Они идут на телевизионные и компьютерные студии, анимируют персонажей для рекламы, Интернета. Также через Интернет они могут сотрудничать с зарубежными компаниями. Сейчас уже не так важно, где ты живешь, — важнее, что ты умеешь». «Среди студенческих работ все больше и больше хороших, — считает президент фестиваля Алексей Алексеев, — так что смена все-таки растет, и это достойная смена. Что бесспорно радует».

Марина Сычева

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение