Физкультуру в школах заменит фитнес?

Урокам физкультуры в «школе нового поколения», которую стремятся создать в нашей стране, придается едва ли не главная роль. Но и преподаваться такой предмет должен на принципиально ином уровне.

За здоровьем становись!

Прежняя «физра» все одиннадцать школьных лет была уроком разгрузочным, и любимым учениками только потому, что над заданиями ни разу не требовалось ломать голову. Впрочем, если в младших классах беготня по залу и попытки влезть на канат еще приносили удовольствие, то в средних и старших необходимость сдавать нормативы по подтягиванию и кувыркаться взад-вперед на матах вызывала (особенно у девчонок) только скуку. Уличные занятия разнообразия, как правило, не вносили. Скажем прямо: обязательный кросс вокруг школы или стадиона поколения и поколения старшеклассников бежали в две фазы. Первую, самую длинную, проходили неспешным шагом, болтая с приятелями. На второй — в поле зрения физрука — переходили на легкую рысцу. Еще хуже были лыжи: рвение и тут проявляли единицы, зато таскать неудобные деревяшки от школы до старта и обратно приходилось всем. Понятно, что школьниками изобретались тысячи способов «откосить» от предмета — от нарочно забытой формы до симуляции травмы.

По мнению специалистов, подобное «физическое воспитание» привело к тому, что у современной молодежи напрочь отсутствует интерес как к спорту, так и к здоровому образу жизни. Если в первый класс приходит примерно 90% здоровых детей, то к одиннадцатому больше половины учащихся страдают хроническими заболеваниями, причем их список с каждым годом увеличивается. При этом практика показывает: в тех школах, где вводят третий дополнительный час физкультуры в неделю, общий уровень заболеваемости детей снижается на 7-9%.

Однако уже сейчас обозначилась серьезная проблема: привести ребенка на урок физкультуры несложно, но как убедить его заниматься с полной отдачей? Сделать урок интересным и полезным сможет только талантливый педагог, у остальных, какие бы благонамеренные принципы ни были прописаны в новых образовательных стандартах, занятия все равно будут проходить по принципу «пока видим — рысим». Чтобы выделить лучших школьных учителей физкультуры и внедрить их наработки в общую систему преподавания предмета, был проведен всероссийский конкурс «Урок физкультуры XXI века». «Учителям физкультуры сейчас уделяется незаслуженно мало внимания, — считают организаторы, — тех людей, чьи усилия направлены на оздоровление подрастающего поколения, необходимо всячески поддерживать. Наша задача — выявить активных профессионалов и дать им шанс проявить свои возможности. Ведь именно этим людям предстоит формировать образ и привычки «человека будущего».

Играй, как Джордан

На владимирский региональный этап было прислано 32 заявки из различных школ и дошкольных учреждений области. Как выяснилось, учителям физкультуры тоже не чуждо стремление к совершенству: свой предмет они пытаются сделать действительно нужным. «Наша школа — это спортивный остров, — рассказывает Антонина Болотова, преподаватель Новоселовской средней школы Киржачского района. — Все наши дети занимаются физкультурой четыре раза в неделю, дополнительно ведется внешкольная спортивная работа. Занятия в школе у учеников начинаются с зарядки, в течение дня — подвижные перемены. Получается, что дети активно двигаются как минимум 2-2,5 часа в день, и так — одиннадцать лет. Результат — высокие места на районных и областных соревнованиях, как летних, так и зимних. Наши школьники показывают хорошие результаты в лыжном спорте, волейболе, легкой атлетике. Но самое главное — за эти одиннадцать лет спортивные нагрузки становятся для них потребностью. Поэтому после школы многие из них продолжают заниматься — непрофессионально, но регулярно. У них меньше вредных привычек, они здоровые и активные».

Физкультурники уверены: в новом веке их уроки должны вестись на новом уровне, с использованием всех современных технологий. Елена Коротцева из Коврова в своей презентации изобразила «спортивный зал будущего»: компьютерная диагностика состояния здоровья учеников; интерактивная доска, на которой можно как проследить за «виртуальным тренером», так и проанализировать движения самих детей; шумовые и световые эффекты; сенсорное оформление зала. И хотя такой спортзал пока скорее утопия, в некоторых других школах уже придумали способы вести интерактивные уроки подручными средствами. Например, учить детей баскетболу с помощью видеокурсов, записанных ведущими мастерами NBA. Понятно, что «играть, как Майкл Джордан», гораздо интереснее, чем просто метать мяч в корзину.

Правда, здесь многое зависит от школьной администрации. В одних учебных заведениях находят возможность оборудовать, например, скалодром для занятий альпинизмом или полосу препятствий. В других все оборудование — те самые деревянные «шведские стенки» с турниками, видавший виды «козел» и лыжи, которые помнят еще московскую Олимпиаду 1980 года. И винить за это директоров нельзя: бюджетное финансирование, как и родительские пожертвования, не бесконечны. А школа — тот же бездонный мешок: постоянно требуются и мебель, и новые учебные пособия, и компьютеры, и оборудование для медкабинетов, и много чего еще. Деньги «в спортзал» вкладываются чуть ли не в последнюю очередь, и свой резон в этом есть. При прочих равных условиях ребенок должен выходить из школы скорее хорошо образованным, чем физически развитым. Тем более что физике и химии его дома вряд ли научат. А вот сходить покататься на лыжах, сделать дома турник или записать чадо в секцию вполне могут и родители.

Стратегия новой формы

Тем не менее, с такой позицией школ многие не согласны. В первоначальном варианте образовательных стандартов для старшей школы оказалось только три обязательных для каждого предметов, один из них — именно физкультура. И хотя потом в список добавили еще десяток дисциплин, пренебречь «физрой» ученикам десятых-одиннадцатых классов не позволят.

— Физкультура — это стратегический предмет, ведь здоровье нации — это богатство, которое ценнее нефти и газа, — уверена Ольга Слуцкер, президент общероссийской организации «Федерация фитнес-аэробики» и генеральный директор сети салонов «World Class», приехавшая во Владимир для награждения победителей регионального этапа конкурса «Урок физкультуры XXI века». — Тот период в 90-х годах прошлого века, когда ее преподавание в школах оказалось практически запущенным, привел к тому, что сейчас почти 40% призывников не могут попасть в армию по состоянию здоровья. Во всем мире физкультура — это динамично развивающаяся отрасль, и колоссальные средства вкладываются в создание и развитие методик и оборудования для наиболее рациональных занятий. Ведь быть молодыми и здоровыми мечтают все, и чем раньше ты начнешь работать над собой, тем больше шансов добиться успехов. И только у нас школьная «военно-строевая» физкультура жива до сих пор, и это неправильно. Нам тоже необходимо прорубать окно в мир, внедрять новые технологии. Например, фитнес — это очень современная система, позволяющая поддерживать себя в хорошей форме. И он мог бы стать неплохой основой именно для школьных занятий, которые оставляют задел на всю оставшуюся жизнь.

Ольга Слуцкер заявила, что собирается при поддержке партии «Единая Россия» убедить Министерство образования создать систему повышения квалификации учителей физкультуры, основанную на современных фитнес-методиках. Она полагает, что это могло бы помочь школам и на грядущем пути к автономии и самообеспечению: ведь в свободное от уроков время в спортзалах можно будет проводить платные занятия по фитнесу для всех желающих. Кроме того, уже сейчас на сайте фитнес-центра будут выложены сто лучших уроков от победителей конкурса, чтобы другие учителя смогли посмотреть их и что-то перенять. Также эти работы в ближайшее время будут представлены в министерство, чтобы помочь сформировать концепцию нового урока физкультуры.

Марина Сычева

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение