Дешево и хорошо бывает только в сказке

Весна во Владимире: саврасовские грачи и текущие крыши. Причем последние безработными не оставят прежде всего журналистов. Но сегодня не будем придавать делу ненужной пронзительности в виде описания страданий жильцов. Очевидно другое: бюджетные средства распределили, как бы это помягче сказать, неэффективно. Подрядчики оказались не на высоте…

Сколько вешать в граммах?

А ведь ничего удивительного нет: сегодня суть торгов сведена к одному — выбору самого дешевого подрядчика. По такому принципу и выбирали тех, кто, в том числе, капитально ремонтирует кровли. Дешево и качественно — не очень реальное сочетание. Зам. главы региона, директор областного департамента имущественных и земельных отношений Александр Денисов констатирует: существующая система распределения бюджетных средств привела к тому, что больные дети и пациенты учреждений здравоохранения едят самые дешевые продукты — хлеб, макароны, фрукты, ходят в самой дешевой одежде, а ремонт в учреждениях делают, используя самые дешевые материалы.

— Сегодня в равных условиях оказались и солидная фирма, и контора типа «Рога и копыта». Мы их добропорядочность, компетенцию и квалификацию не можем проверить. А что получается — вот только один пример. Закупали один прибор медицинский, он 65 граммов весил. К нему пациент докупал батарейки. Производитель предлагает усовершенствованный образец: аккумулятор теперь в наборе. Весит прибор сто граммов. Врачи с нами соглашаются: новый лучше. Мы торги проводим, поставщики этого прибора выигрывают. А нам УФАС предписание — все отменить. И членов комиссии на 22 тысячи рублей оштрафовали. Пришлось менять конкурсные условия. Хорошо, что в начале года дело было и успели по новой провести конкурс, — рассказывает Александр Васильевич.

Принцип рациональности пасует перед 94-м ФЗ, который стал поводом для модных анекдотов. Однако на практике главврачам и директорам школ не до смеха. Привезут в детдом мясо непонятного качества, но по сто рублей за кило, и доказывай, что в пищу оно не годится и заявленной категории не соответствует.

Муромская горбольница № 3 дожидалась решения третейского суда о расторжении контракта с ООО «СтройТехСтрой+». Причина — нарушение существенных условий контракта. Реконструкция третьего и четвертого этажей учреждения прошла с большими нарушениями сроков и технологического процесса. В начале марта компания-подрядчик была отправлена решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.

Кстати, именно строители в числе первых и громко заговорили о несовершенстве закона. Уж очень сомнительной получалась бюджетная экономия. Судите сами. Фирма-победитель, возводящая дом с помощью арендованной техники, дешевых материалов и рабсилы, числящаяся как ИП, вроде бы и экономила бюджетные средства. Однако чаще всего приходилось изыскивать дополнительные для устранения недоделок. Кроме того, солидная компания возвратила бы часть бюджетных средств в виде налоговых выплат, зарплатных отчислений. Так зачем же строить дешево и непонятного качества?

Пишите медленно, сервер перегружен

Пять лет назад, когда принимали ФЗ-94, ставили несколько целей — сэкономить бюджетные средства, развивать конкуренцию, обеспечить прозрачность закупок и т.д. На каком-то этапе реализации оказалось, что роль чиновника все же существенна, и его отстранили: упрощенный ФЗ-94 предстал в нынешнем виде — все дело в цене.

Это сыграло на руку некоторым недобросовестным подрядчикам. Условно их разделим на две группы. Первые спешно сколачивали фирму-однодневку и участвовали в торгах без обеспечения с авансовым платежом. Получив деньги, исчезали. Вторые, юридически подкованные, действовали по-иному: бесконечно обжаловали результаты торгов, ставя палки в колеса победителям, пока те не отдадут часть работ на субподряд.

Менее изобретательны чиновники, лоббирующие интересы конкретных фирм. Они либо готовят весьма причудливую конкурсную документацию с большим залогом, либо в случае победы «несвоего» подрядчика, отменяют конкурс.

Когда стало очевидно несовершенство закона, правительство предприняло новую попытку его усовершенствования. Появились электронные площадки. Сегодня их пять. Три функционируют уже более 1,5 лет, среди них — ОАО «Единая электронная торговая площадка» www.roseltorg. ru, на которой, в том числе, и наша область организует размещение заказов путем открытого аукциона в электронной форме. Как и любой интернет-ресурс, его работоспособность определяется возможностями серверного оборудования и количеством одновременного обращения пользователей к сайту. В этом смысле особых нареканий на площадки у департамента имущественных и земельных отношений, как уполномоченного органа заказчиков, нет.

— А вот у участников размещения заказа, по нашей информации, нареканий хватает, — констатирует Александр Денисов. — Связаны они с тем, что в течение 10 минут, отведенных на подачу ценового предложения, участники размещения заказа в силу разных причин (в основном из-за «зависания» сайта) не успевают заявить свою цену и фактически в аукционе не участвуют. Во всяком случае, нам известно, что количество жалоб участников размещения заказа по этому поводу не уменьшается.

Департамент же столкнулся с другой проблемой. Общероссийский официальный сайт, который начал функционировать с 1 января текущего года и на котором все уполномоченные органы, заказчики (федеральные, областные, муниципальные) обязаны размещать информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, работает крайне медленно. Сотрудникам приходится практически ежедневно удлинять свой рабочий день на 2-4 часа, прихватывая и выходные. В результате бывает, что на подготовку только одного протокола по итогам конкурса сотрудник тратит целый день (документ надо заполнять на сайте), потому что именно днем сайт работает очень медленно. Затраты на трафик еще предстоит подсчитать, но уже очевидно, что они резко возрастут. Раньше для размещения информации на областном ресурсе требовалось не более 10-15 минут.

Надо быть скромнее!

По мнению ФАС, сосредоточение всей информации о размещении заказов на едином интернет-портале увеличивает круг потенциальных участников и облегчает службе контроль за процедурами закупок всех уровней заказчиков. Если цель состояла именно в тотальном контроле за всем и вся и оптимизации этой роли службы, то, вероятно, она достигнута или будет достигнута в будущем.

Если же говорить об удобстве участников, то есть несколько нюансов. С 2007 года в области функционировала собственная электронная площадка, на которой проводились аукционы в электронной форме при размещении заказов при начальной цене контрактов до 1 млн руб. И резко сократилось количество запросов котировок, увеличилось количество участников размещения заказа, достаточно серьезно выросла экономия бюджетных средств. Электронный аукцион не предусматривал разработки документации, комиссий, участники размещения заказа могли узнать друг о друге только в момент начала самой процедуры аукциона. То есть была достаточно простая процедура, не требовавшая больших затрат ни от заказчика, ни от участника и практически исключавшая сговор последних.

Новый порядок электронных аукционов, обязательный для всех заказчиков с 1 января нынешнего года, усложнил процедуру электронного аукциона как для заказчиков, так и для участников. Заказчику при любой начальной цене (будь это 1000 руб. или 10 млн) необходимо разрабатывать документацию, дважды должна собираться комиссия. А потом идут достаточно трудоемкие процессы обработки протоколов. То есть трудозатраты у специалистов, заказчиков, уполномоченных органов резко увеличились. Для участников размещения заказа вводится обязательная плата за обеспечение заявки (три тысячи рублей), которую необходимо перечислять на расчетный счет площадки в Москву, в шесть раз сократилось время для подачи ценового предложения.

После подачи заявок, рассмотрения их первых частей участники размещения заказа уже известны. При желании опытному хакеру не составит труда взломать систему и сообщить одному из них всю информацию о других участниках. Не исключается и сговор. И факты подобных аукционов, когда участники договариваются, то есть один из них снизил цену один раз на минимальный шаг аукциона при молчаливом согласии других, уже имеются.

…А на днях стало известно, что Минэкономразвития и ФАС должны найти компромисс при обсуждении новой концепции 94-го закона. Текст концепции закона «О федеральной контрактной системе» размещен на сайте Минэкономразвития. Главной новацией законопроекта станет «регулирование всего цикла государственных закупок».

Предполагается создать реестр муниципальных и государственных нужд и определить способы оценки эффективности исполнения контрактов и «уровня удовлетворения государственных нужд». Таким образом, как полагают министерские служащие, органы власти получат нормативы обеспеченности и финансирование должно идти строго по ним. А значит, есть надежда, что и ведомства будут скромнее в запросах, а директора бюджетных учреждений смогут наконец заказать и получить то, что действительно нужно и им, и их пациентам.

Кстати

В прошлом году среди способов размещения заказов преобладал открытый аукцион в электронной форме — 58 процентов от общего числа. Размещение заказов способом запроса котировок осталось на уровне 2009 года (2010 год -13%, 2009 год — 12%).

В 2010 году уполномоченными органами по размещению муниципального заказа и заказчиками размещено 9702 заказа на общую сумму 12 780,6 млн руб. Экономия бюджетных средств при этом составила 850,122 млн руб., или 6,0% от суммы, заявленной на торги. Однако 53 процента муниципального заказа размещается по-прежнему способом котировок.

Светлана Салатаева

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение